Найти тему

Фёдор Шехтель: сказка о трёх сёстрах

Оглавление

Фёдор Осипович Шехтель - поистине великий зодчий. Его имя прочно вошло в историю архитектуры нашей страны. Творческое наследие гения русского модерна украшает многие российские города и, конечно, Москву, где собраны самые выдающиеся его произведения. Как Пушкин для Литературного музея, Шехтель для ЦНТБ СиА является своеобразным символом. Часть его коллекции книг, оригинальные эскизы с личными подписями хранятся в редком фонде. Этим сокровищем библиотека конечно гордится. И наконец пришло время обнародовать то, что прежде было скрыто от широкой публики.

1859. ДАТА РОЖДЕНИЯ

Франц-Альберт Шехтель родился 26 июля (7 августа) 1859 года в Петербурге в католической семье немецких купцов. Здесь же родились его брат Осип и сестры Александра, Юлия и Мария. Его отец, Осип Осипович, в 1855 году женился на Дарье Карловне Гетлих - будущей матери Федора Осиповича. Когда будущему зодчему было около шести лет, семья переехала жить из Петербурга в Саратов.

Спустя 56 лет, в 1915 году, Франц-Альберт перешёл из католичества в православие и принял новое имя — Фёдор Осипович Шехтель, с которым и вошёл в историю русской архитектуры.

Фёдор Осипович справа, рядом с отцом
Фёдор Осипович справа, рядом с отцом

1875. УЧЁБА И ОТЧИСЛЕНИЕ

В 1875 году Шехтель переехал в Москву и поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, из которого, спустя три года, был отчислен за плохую посещаемость.
В Москве Шехтель занимался книжно-журнальной графикой, рисовал театральные афиши, торжественные адреса и меню, сотрудничал с юмористическими журналами «Сверчок» и «Будильник» под псевдонимом Финь-Шампань.

Фёдор Шехтель в студенческие годы. На фото стоит в окружении родственников
Фёдор Шехтель в студенческие годы. На фото стоит в окружении родственников

1878. ДОМ ДЛЯ ЩАПОВА

Дом с башней на углу Немецкой улицы и Денисовского переулка занимала семья Щапова. Особняк, по одним сведениям 1884 г. постройки, по другим 1878 г. возвел архитектор А.С. Каминский. Помощником в этом строительстве выступил начинающий архитектор Ф. Шехтель. Именно он делал рисунки фасада на жилом строении.

-4

1893-1897. ОСОБНЯК МОРОЗОВОЙ

Самая известная постройка Ф.О. Шехтеля в духе неоготики 1890-х годов. Её высокое художественное качество соперничает с другими одновременными шедеврами родственного стиля — интерьерами особняков Морозова в Подсосенском переулке и Харитоненко на Софийской набережной. Значимость особняка на Спиридоновке сопоставима лишь с богатством открытий, содержащихся в проекте этого сооружения, включая его градостроительный, композиционный, структурно-планировочный, стилевой аспекты, а также решение проблемы синтеза искусств.

-5

1896. ПЕРВЫЙ ЛИЧНЫЙ ОСОБНЯК ШЕХТЕЛЯ

Второй по счёту и первый из домов Шехтеля, построенных зодчим для себя, датируется 1896-м годом и входит в серию «готических особняков» 1890-х годов. Их проектирование проходило под знаком переосмысления средневекового наследия, в том числе западноевропейской готики. В формах этих особняков отрабатывались приёмы, которые в следующее десятилетие превратились в норму проектирования зданий зодчего в стиле модерн.

Прежде всего, это живописная многообъёмная композиция свободно расположенного в пространстве участка здания. Дом зодчего расположен на крошечном участке неправильной формы и неправильность общей композиции не маскируется, а, скорее, акцентируется составляющими её — разными по высоте, форме и размерам — объёмами.

-6

1900-1902. ОСОБНЯК РЯБУШИНСКОГО

Особняк, построенный Фёдором Шехтелем для предпринимателя Степана Рябушинского на Малой Никитской улице - один из наиболее ярких примеров раннего модерна в русской архитектуре. Постройка стала новаторской в градостроительном, композиционном, стилевом и планировочно-структурном аспектах.

Единственное из созданий русских зодчих, упоминаемое во всех без исключения общих работах зарубежных исследователей по истории искусства и архитектуры рубежа XIX-XX столетий.

-7

1901. АНСАМБЛЬ РУССКИХ ПАВИЛЬОНОВ

За архитектурную основу для ансамбля русских павильонов на международной выставке в Глазго были взяты деревянные северные шатровые храмы, терема, крестьянские хозяйственные постройки. Выполненные в дереве в виде срубов или обшитые тесом, яркие павильоны подарили наследию древнерусского зодчества новую трактовку и стали событием в архитектурной жизни, определившим своеобразие национально-романтической ветви модерна в России.

-8

...ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Рекомендуем к прочтению: Московский Лев

Понравилась публикация? Тогда поставьте отметку «Нравится» и мы расскажем больше полезной и интересной информации о прославленных зодчих, строительстве и архитектуре.