Сегодня этот металлический царь зверей вновь горделиво восседает на одном из самых красивых и необычных домов в Москве. Он поселился здесь в начале прошлого столетия, потом загадочно исчез, также как и тот, кто его задумал – выдающийся русский архитектор Лев Николаевич Кекушев.
Глава 1. "Изящные" скотобойни
Он родился в феврале 1862 года в Вильно (Вильнюс, Литва) в многодетной семье дворянина Николая Григорьевича Кекушева, состоявшего на военной службе в Павловском лейб-гвардии полку. Однако военная карьера Льва не прельщала, и в 1883 году он поступил в Санкт-Петербургский Институт гражданских инженеров (ИГИ).
Студент Кекушев помимо отличной учёбы проявил блестящие способности к живописи. В его работах преподаватели отмечали «изящно-художественный вид», который в дальнейшем он щедро использовал в собственных архитектурных творениях. Конечно, реализовать в полной мере эти способности в своём дипломном проекте «Скотобойня в Петербурге» у него не получилось. И хотя институт он закончил с серебряной медалью и званием гражданского инженера с правом на чин X класса, работа в первые годы после учёбы строилась вокруг темы его диплома...
Так, согласно трудовому табелю молодого зодчего, с февраля по декабрь 1889 года, он состоял помощником у В.Г. Воеводского (также выпускник ИГИ). Вместе они строили утилитарные сооружения на территории городской центральной скотобойни на Забайкальском проспекте, ныне Московский проспект в Санкт-Петербурге.
Знаменитый историк архитектуры, доктор искусствоведения Мария Нащокина в своём научном издании «Московский архитектор Лев Кекушев» пишет: «Нельзя не обратить внимание на то, что фамилия (Воеводский) совпадает с девичьей фамилией матери Кукешева, другими словами, не исключено, что он был близким родственником молодого зодчего, возможно – родным дядей». «Это наводит на мысль, – рассуждает автор, что на выбор учебного заведения и темы дипломного проекта Льва Николаевича повлиял его «дядя».
Интересен и тот факт, что оба они жили буквально по соседству друг от друга, на том же Забалканском проспекте, где и работали. В книге Нащокиной есть несколько архивных фотографий тех самых скотобоен, которые проектировали возможные родственники. К сожалению, ни одна из тех построек до наших дней не сохранилась. Но сохранилось главное наследие мастера по которым современники могут оценить масштаб таланта Льва Кекушева. Большинство из низ находятся в Москве. Её в 1890-м он и отправился покорять и покорил…Так, гордый царь зверей оставил свои скотобойни и начал возводить рукотворные памятники со своим изображением, индивидуальным почерком, о котором расскажем чуть позднее.
Древняя столица тогда жила особенно бурной культурной жизнью, здесь в конце XIX века образовался новый центр художественных исканий. «Именно здесь сильнее и ярче бился пульс новизны и современности», – писали о ней современники. И конечно для молодого амбициозного Кекушева, обласканного в Институте, и действительно обладавшим незаурядным архитектурным даром, переезд в Москву стал счастливым билетом. А первая удача в златоглавой – это знакомство со знаменитым и, пожалуй, самым успешным предпринимателем того времени – Саввой Ивановичем Мамонтовым. Известно, что меценат не жалел средств на талантливые проекты и умел собирать вокруг себя одарённых людей. Красивый профессиональный путь Льва Николаевича Кекушева в Москве и её окрестностях начался в прямом смысле слова с железнодорожного вокзала...
Какого именно? И при чём здесь царская семья? Ответы ищите во второй главе статьи «Московский Лев».
…Продолжение следует…
#левкекушев #ЦНТБСИА #библиотека