Это тоже большая победа саратовских актеров. Не на сцене московских театров, а в московском литературном музее. Причем в музее-квартире большого писателя, который родом из нашей губернии. Алексея Толстого.
Не первый раз Юрий Лапшин, превосходный актер, режиссер, мастер художественного слова, лауреат областной премии Золотой Арлекин, покоряет столицы. Несколько лет назад была северная и - Всероссийский конкурс чтения произведений Михаила Зощенко. Тогда он получил гран-при конкурса и две роскошно изданные книги (Зощенко, Высоцкий) из рук правнучки великого сатирика, тоже актрисы. В этом году музей-квартира Алексея Толстого в Москве провела Первый открытый конкурс моноспектаклей «Аэлита», Юрий поехал с «Историей болезни» по рассказам Зощенко (режиссер Виктор Сергиенко, театр драмы для детей и молодежи «Версия»).
К сожалению, по личным причинам я не смогла присоединиться к другу и не видела его выступления. Слышала с Юриных слов, что играл он с высоким давлением, «вполсилы». И почти ему поверила. Хотя… вполсилы Лапшин вряд ли умеет. Его игра понравилась и зрителям, и жюри. Первые проголосовали цветами и аплодисментами, жюри же наградило Лапшина «За актерское мастерство». Что очень почетно.
Одному из самых «смешных» наших писателей очень не хотелось, чтобы его запомнили только сатириком. Он жалел маленького человека «эпохи великих строек», брошенного в «лихорадку буден». И писал все более и более глубокие повести. Как, например, «Козу». О нелепом, смешном герое Забежкине и его разбитой вдребезги жизни. Лапшин тоже полон скрытого сочувствия к маленьким людям. К художнику-абстракционисту, замученному бытом и грозной Матренищей – своей дражайшей половиной. К управдому в широком галифе и тельняшке, угадываемой под верхней одеждой, вздыхавшему по женщине «из общества» и получившему в итоге наглеющую богемную дамочку. Даже к тому бедолаге, которого сунули в больнице в одну ванну со старухой: все равно помрет!..
Эти рассказы актер, меняя лишь детали одежды, и показал в модерновой гостиной толстовского дома, когда-то спроектированного самим Шехтелем. Спектакль, составленный из них, прописался на сцене Саратовской «Версии». Юрий служит и в другом театре нашего города – драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ», где с неизменным аншлагом идет поставленный им Зощенко – «Любовь и прочие обстоятельства». Как пишут о нем в пресс-релизе, «мужчина и женщина испокон веков ищут счастья, любви и гармонии во взаимоотношениях. Но оказывается, что это возможно только в стихах и песнях. Так было сто лет назад, так будет всегда, но это не повод, чтобы останавливать поиски». Авторы инсценировки Юрий Лапшин и Ольга Лапшина, хореограф Светлана Титова.
В третий раз смотрела я эту постановку в День театра. Она очень изменилась в новой редакции. Вместо десяти актеров на сцене лишь четыре. Они вовсю лицедействуют, меняя внешность и типажи. Отлично это получается у гражданки Подподушкиной (Ольга Лапшина). Та появляется у телефонного аппарата все в новых и новых нарядах: народном, спортивном, вечернем, и трещит, трещит сорокой о новом своем возлюбленном. Но теперь Анечка-душечка делит коммунальный телефон с героем рассказа «Мадонна». Тот (играет его Юрий Лапшин) выглядит почти интеллигентом, мечтающим о чистой любви. И попадает в лапы опытной ее «жрицы». Управдом в «Аристократке», при всей своей нелепости, тоже мечтает. Но когда его «мечта» заглатывает, как удав, целиком, одно пирожное за другим (крепко сердита и презрительна здесь несравненная Елена Смирнова)… кто угодно сбесится. «Аристократка» - коронный номер Лапшина и Смирновой. Они играют ее везде – на капустниках, юбилеях, театральных вечерах, под неизменные овации зала.
Я еще очень люблю в лапшинской постановке добавленный рассказ «Не надо спекулировать». Лукавого Мужчинку (блестящий комик Михаил Юдин) делят две женщины: простоватая Молочница – Ольга Лапшина и томящаяся Вдовица – Елена Смирнова. Игра теней, изломанная пластика нэпа, всякие там «шимми», и как апофеоз – небольшая драка за Мужчинку, вполне в духе нынешних эмансипе.
Зощенко, Аверченко, Чехов, Шукшин, Тонино Гуэрра… Любимые авторы Юрия Лапшина никогда не смешили просто ради смеха. И надо иметь тонкую, чувствительную душу, чтобы разглядеть за его веселыми взрывами печаль и одиночество.
Осенью Юрий Лапшин приглашен к участию в фестивале камерных спектаклей « Московская Обочина». А это уже столичный уровень и явное признание.
Ирина Крайнова, "Заря молодёжи"
Снимки с сайтов театров