Найти тему
Заря Молодежи

Зощенко о маленьком человеке «эпохи великих строек», брошенном в «лихорадку буден»

Это тоже большая победа саратовских актеров. Не на сцене московских театров, а в московском литературном музее. Причем в музее-квартире большого писателя, который родом из нашей губернии. Алексея Толстого.

Лапшин в спектакле по рассказам Зощенко
Лапшин в спектакле по рассказам Зощенко

Не первый раз Юрий Лапшин, превосходный актер, режиссер, мастер художественного слова, лауреат областной премии Золотой Арлекин, покоряет столицы. Несколько лет назад была северная и - Всероссийский конкурс чтения произведений Михаила Зощенко. Тогда он получил гран-при конкурса и две роскошно изданные книги (Зощенко, Высоцкий) из рук правнучки великого сатирика, тоже актрисы. В этом году музей-квартира Алексея Толстого в Москве провела Первый открытый конкурс моноспектаклей «Аэлита», Юрий поехал с «Историей болезни» по рассказам Зощенко (режиссер Виктор Сергиенко, театр драмы для детей и молодежи «Версия»).

К сожалению, по личным причинам я не смогла присоединиться к другу и не видела его выступления. Слышала с Юриных слов, что играл он с высоким давлением, «вполсилы». И почти ему поверила. Хотя… вполсилы Лапшин вряд ли умеет. Его игра понравилась и зрителям, и жюри. Первые проголосовали цветами и аплодисментами, жюри же наградило Лапшина «За актерское мастерство». Что очень почетно.

Актер и режиссер Юрий Лапшин
Актер и режиссер Юрий Лапшин

Одному из самых «смешных» наших писателей очень не хотелось, чтобы его запомнили только сатириком. Он жалел маленького человека «эпохи великих строек», брошенного в «лихорадку буден». И писал все более и более глубокие повести. Как, например, «Козу». О нелепом, смешном герое Забежкине и его разбитой вдребезги жизни. Лапшин тоже полон скрытого сочувствия к маленьким людям. К художнику-абстракционисту, замученному бытом и грозной Матренищей – своей дражайшей половиной. К управдому в широком галифе и тельняшке, угадываемой под верхней одеждой, вздыхавшему по женщине «из общества» и получившему в итоге наглеющую богемную дамочку. Даже к тому бедолаге, которого сунули в больнице в одну ванну со старухой: все равно помрет!..

Эти рассказы актер, меняя лишь детали одежды, и показал в модерновой гостиной толстовского дома, когда-то спроектированного самим Шехтелем. Спектакль, составленный из них, прописался на сцене Саратовской «Версии». Юрий служит и в другом театре нашего города – драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ», где с неизменным аншлагом идет поставленный им Зощенко «Любовь и прочие обстоятельства». Как пишут о нем в пресс-релизе, «мужчина и женщина испокон веков ищут счастья, любви и гармонии во взаимоотношениях. Но оказывается, что это возможно только в стихах и песнях. Так было сто лет назад, так будет всегда, но это не повод, чтобы останавливать поиски». Авторы инсценировки Юрий Лапшин и Ольга Лапшина, хореограф Светлана Титова.

В третий раз смотрела я эту постановку в День театра. Она очень изменилась в новой редакции. Вместо десяти актеров на сцене лишь четыре. Они вовсю лицедействуют, меняя внешность и типажи. Отлично это получается у гражданки Подподушкиной (Ольга Лапшина). Та появляется у телефонного аппарата все в новых и новых нарядах: народном, спортивном, вечернем, и трещит, трещит сорокой о новом своем возлюбленном. Но теперь Анечка-душечка делит коммунальный телефон с героем рассказа «Мадонна». Тот (играет его Юрий Лапшин) выглядит почти интеллигентом, мечтающим о чистой любви. И попадает в лапы опытной ее «жрицы». Управдом в «Аристократке», при всей своей нелепости, тоже мечтает. Но когда его «мечта» заглатывает, как удав, целиком, одно пирожное за другим (крепко сердита и презрительна здесь несравненная Елена Смирнова)… кто угодно сбесится. «Аристократка» - коронный номер Лапшина и Смирновой. Они играют ее везде – на капустниках, юбилеях, театральных вечерах, под неизменные овации зала.

Лапшин выступает в музее-квартире Алексея Толстого
Лапшин выступает в музее-квартире Алексея Толстого



Я еще очень люблю в лапшинской постановке добавленный рассказ «Не надо спекулировать». Лукавого Мужчинку (блестящий комик
Михаил Юдин) делят две женщины: простоватая Молочница – Ольга Лапшина и томящаяся Вдовица – Елена Смирнова. Игра теней, изломанная пластика нэпа, всякие там «шимми», и как апофеоз – небольшая драка за Мужчинку, вполне в духе нынешних эмансипе.

Зощенко, Аверченко, Чехов, Шукшин, Тонино Гуэрра… Любимые авторы Юрия Лапшина никогда не смешили просто ради смеха. И надо иметь тонкую, чувствительную душу, чтобы разглядеть за его веселыми взрывами печаль и одиночество.

Осенью Юрий Лапшин приглашен к участию в фестивале камерных спектаклей « Московская Обочина». А это уже столичный уровень и явное признание.

Ирина Крайнова, "Заря молодёжи"

Снимки с сайтов театров