Найти тему
Дневник впечатлений

"ШЕКСПИРГАМЛЕТ": Не так страшен Гамлет, как рассказы про него

Я совершенно не планировала идти на этот спектакль театра Моссовета! Достаточно было послушать мнение некоторых из тех, кто там был, почитать несколько отзывов, увидеть фотографии, чтобы понять: спасибо, нет. Убивайте мой любимый театр без меня. Я даже позволила себе год назад в статье о том пути, по которому пошел Моссовет, процитировать людей, крайне негативно высказывавшихся о спектакле. А ведь обычно я этого не делаю - или свои впечатления, или никаких.

Ох уж эти отзывы. Сколько раз твердили миру: прежде чем осуждать, убедись сам в том, что все так ужасно. А я, получается, "не читал, но осуждаю". Честно? Стыдно.

Стыдно потому, что подруга уговорила-таки пойти на "ШЕКСПИРГАМЛЕТ". И я пошла. И - о ужас! - не выбежала из зала с криком: "Помогите, хулиганы зрения лишают Доколе будете издеваться над театром??!!!". Не выбежала, а смотрела, слушала, вникала, пыталась дать собственную объективную оценку происходящему на сцене. И сделала вывод, что спектакль меня как минимум не оттолкнул.

Сначала о том, что НЕ понравилось.

Офелия. Я просто не поняла образа, который создал режиссер. Её играет актриса, ну скажем так, очень внушительных объемов. Очень. Я всегда, когда вижу нестандартный ход в спектакле, спрашиваю: "Зачем? Почему именно так?". Ответ: "Он художник, он так видит" - так себе. Незачёт. Ок, я тупа, так объясните! Я реально не понимаю, почему Офелия должна быть в два раза больше щуплого Гамлета. Чтобы что? Показать, что внутренняя красота важнее внешней? Сказать: "А где написано, какая должна быть Офелия? Какую хочу, такую и делаю"? Или просто бросить вызов зрителю: нате, съешьте, такую Офелию вы еще не видели! Не видели, да. И лично мне внезапный новый облик хорошо знакомой героини ничего не добавил, не принес и не открыл. Замысел остался нераскрытым и, как по мне, совершенно лишним.

-2

Причем, актриса обладает приятным лицом, милым голосом, чудесно поет. И вообще играет очень хорошо. Но не покидает ощущение, что ее выбрали на роль лишь потому, что хотели шокировать зрителя. Нет, не шокировали, лишь оставили в легком недоумении.

Гамлет. Вот просто мимо, на мой непрофессиональный взгляд. Да, помню, режиссёр так видит. Хорошо, понимаю, но не принимаю. Нервный, неприятный, отталкивающий, всё время орущий... Бегает полуголым, пакостит матери и ее новому мужу, активно сходит с ума сам и сводит окружающих. От него просто заболела голова. Вероятно, это моя проблема, но я не увидела, не почувствовала его трагедии. Никакого сочувствия, ни малейшей симпатии. Лёгкая жалость в сцене гибели, не более. Может, так и было задумано?...

Но как ни странно, эти два героя, точнее, мое негативное их восприятие, не повлияли на впечатления от спектакля в целом. Он абсолютно точно задел за живое, заставил думать, размышлять и искренне аплодировать в конце. Да, постановка своеобразная, далеко не каждый с ней согласится. Но мне неожиданно понравились многие ходы. Например, то, что зал активно задействован как сценическое пространство. И то, как обыграна финальная сцена. Понравились цветовые решения, музыка, декорации. Валерий Ярёменко, Дмитрий Фёдоров, Сергей Юшкевич просто великолепны.

"ШЕКСПИРГАМЛЕТ" не будет моим любимым моссоветовским спектаклем, но теперь я точно для себя поняла, что он как минимум имеет право быть. Он дает пищу для размышлений и не отталкивает, в отличие от главного героя. Необычно, смело, нагло, местами фу, местами ах - мне кажется, в репертуаре должны быть разные спектакли, и те, что вызывают горячие споры, тоже.

-3