ИЗДАТЕЛЬСТВА НЕ АНГЕЛЫ: не позволяют вмешиваться в работу над книгой, например, выбирать художника (не все); гонорары начинающих авторов очень маленькие, даже стыдно говорить вслух (и нельзя, коммерческая тайна), просто поверьте; забирают полные права на книгу (почти всегда).
Зато у них большие тиражи и допуск к книжным магазинам и маркетплейсам.
Но и САМИЗДАТ, знаете ли, НЕ САХАР.
Книгу нужно сделать (и оплатить) самостоятельно, а это: вёрстка, редактура, корректура, иллюстрации, дизайн обложки.
Весь тираж нужно выкупить у типографии.
Доступ в книжные магазины закрыт, рекламировать и продавать нужно самостоятельно.
В идеале нужна лояльная аудитория. Объявляешь предзаказ, собираешь деньги, добавляешь свои, печатаешь. На первый взгляд, отличный план! Но лишь на первый.
Я печатала самиздатом четыре небольших сборника. Если вы сами ничего не продавали через предзаказы, вы даже НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ масштаба драмы, но это я сейчас исправлю! (для справки: я ещё шью игрушки, и у меня можно купить открытки, которые я тоже сама печатаю).
Итак, запускаем ПРЕДЗАКАЗ, и... погнали!
«Мне, мне книжки!!! Возьму две! А игрушки есть в наличии?»
«Иголка, мне книгу и открытки. Номера 3, 8, 19, 24 и пять штук номер 30».
«Олечка, мне нужно три книжки. Подпиши, пожалуйста, одну для Маши, одну для Глаши и одну для меня».
«Оль, мне надо книгу из нового тиража и две из предыдущего. И ещё нужны открытки, я потом номера напишу».
«Иголка, а можно две книги на разные адреса?»
«Короче, номера открыток: 2, 4, 6, 8, 10 – две штуки...»
«А помнишь, ты мне шила зайку? Свяжешь для неё шапочку?»
«Ещё номера 6, 14, 19, 23 и 8...»
«А сколько за доставку до Москвы?»
«18, 22, 25, 27, 3, 35, 12 – десять штук...»
«Перевела».
«И номер 5! Это всё. Сколько там получилось?»
«Иголка, я хочу твою книгу, и сшей, пожалуйста, игрушку, вот такую...»
«Ольчик, я отплатила за три книги и открытки».
«...чтобы пальтишко розовое, а платье нежно-жёлтое».
«Иголка, мне книгу, три открытки номер 14, и мишку маленького сошьёшь?»
«И ушки в цветочек!»
«Перевела».
«Оль, запиши меня, пожалуйста, я на следующей неделе оплачу».
«Оль, а первый сборник остался ещё?»
«Оль, мне тоже книгу! Когда примерно напечатают?»
«Я перевела».
«Подпиши, пожалуйста, для Софии».
«Для Настеньки».
«Для Артёма и Артемиды».
«Ой, за доставку забыла перевести. Сколько за доставку?»
«Оплатила».
«Переведу завтра».
... ... ...
Сколько длится предзаказ, столько и сыплются сообщения: в той популярной сети, в ВК, в группе в ВК (это разные вещи), на Ярмарке мастеров (тогда я ещё ей пользовалась), в мессенджерах...
Я вручную забивала все данные в огромную таблицу excel – кому чего и сколько штук, какие открытки, какие игрушки, для кого подписать, по какому адресу отправить, кто оплатил, кто только обещал оплатить...
Я распечатывала эту таблицу и носила везде с собой: в гости, в кино, на концерты, на прогулки, с работы домой, из дома на работу... Новое сообщение – сразу туда вписывала, потому что потом я могла не найти его среди кучи других сообщений. Если приходила оплата – сразу ставила отметку, чтобы не забыть.
Раз в несколько дней вручную всё переносила в excel и снова распечатывала.
А когда я получала книги, начинался САМЫЙ ИЗМАТЫВАЮЩИЙ ЭТАП.
По той же распечатанной таблице, которая уже с трудом влезала в А3, мне нужно было:
всё разложить по почтовым конвертам (по десять раз сверится со списком),
подписать книги правильными именами (ничего не перепутать),
упаковать игрушки, отсчитать открытки (ничего не перепутать!),
попросить оплатить тех, кто обещал, но не оплатил (такие всегда есть),
подписать конверты (ничего не перепутать!!),
разослать их (сто раз сходить на почту),
вручную отправить всем трек-номера.
Ну и наконец, остатки тиража (а всегда хочется напечатать с запасом) НУЖНО ПРОДАТЬ. Это сложно. Правда. Если нет магазина на WB или Озоне, никуда не сунешься. Есть только ты, твоя страница в соцсети и скромные редкие сообщения о том, что у тебя вообще-то книгу можно купить.
Какие делаем выводы, господа?
Самиздат – это огромный-огромный-огромный-огромный труд! Стоит через него пройти, только если очень хочется поделиться своим творчеством, а иначе никак, например, издательства молчат, а онлайн-публикации не подходят (как в случае с детской литературой).
И скорее всего, вы получите кучу благодарности в ответ и забудете все тяготы и сложности. Но они будут, это точно, и к ним нужно быть готовыми.
*
*
*
*
*
*
*
*
*