Во времена патриарха Алексия-2 в Русской православной церкви было очень много интересных молодежных проектов, один из которых — православная дискотека. Я тогда был молодой холостой в активном поиске, учился на высших богословско-катехизаторских курсах в Николо-Перервинском монастыре, посещал почти все православные молодежные мероприятия и был глубоко в теме.
Чем отличается православная дискотека от обычной?
Как ни странно, нельзя просто включить музыку и потанцевать. Для создания и развития новой православной музыкальной субкультуры нужно несколько факторов:
- место где будет проходить мероприятие
- исполнители
- целевая аудитория
- музыкальные произведения
- Организаторы всего этого
- Ну и конечно самое главное — разрешение начальства.
И всё это было!. Относительно места была договоренность и как с нежилыми помещениями на территории храмов так и с настоящими клубами, которые бесплатно предоставляли помещение под интересный культурный проект. Было много рок и поп исполнителей которых впечатлила тема церкви, жизни и смерти и конечно же Библии. К ним сразу же подмазались монархисты с темой царя мученика и белых офицеров. А священников с гитарами было наверное больше чем священников без гитары.
Даже на полном серьезе рассматривались идеи чтобы вернуть псалтыри первоначальный музыкальный аккомпанимент в в виде гитары, спорили только шести или семи струнную. Целевая аудитория это молодежь, которая активно по своей воле а не по принуждению интересовалась церковью и ходила на церковно-общественные мероприятия. Были и организаторы из священников и даже епископов, которые хотели чтобы церковь стала лучше.
Лично я больше всего присутствовал в объединении православной молодежи «Воскресение» которым руководил игумен Иоасаф Сорокин. И при этом я был прихожанином Николо-Перервинского монастыря которым руководил очень консервативный и аскетичный священник Владимир Чувикин. То есть я знал аргументы и за православную дискотеку и против. И уже тогда, я предполагал что проект загнется, что и произошло.
Когда игумен Иоасаф Организовал на Пасхальной Светлой Седмице молодежный праздник с фуршетом и танцами под живую музыку с исполнителями православного рэпа и рока всё окончилось тем, что прибежал староста храма и вырубил электричество, а на игумена Иоасафа накидали множество жалоб возмущенные верующие. Игумен Иоасаф был в этом храме не Настоятель, а настоятелю нафиг не нужнен был конфликт из за громкой музыки с территории храма и пофиг что из соседних с храмом ресторанов эта музыка звучит и дело происходит в Центре Москвы где вокруг сплошные офисные нежилые здания. Православные рок-рэп-поп исполнители немного повыступали на разных культурных площадках, а потом они как то тихо и незаметно закончилось. Гитара в качестве православного церковного музыкального инструмента тоже не состоялась. Остались только священники которые в качестве хобби немного играют на гитаре и дают концерты в узком кругу.
В теме организации православной дискотеки так же участвовали Диакон Андрей Кураев - это был его пик популярности, игумен Евмений Перистых, который еще был православным миссионером, а своё учение на основе синтеза христианства, восточных духовных практик и психологии он создаст гораздо позже, при патриархе Кирилле, когда поймёт, что в Церкви возможности для самореализации прекращаются.
А вот мы танцуем. 2007 год. Это не храм, но здание на территории рядом с храмом. Танцуем, пока староста не вырубил 220 вольт.
Почему православная дискотека не нравилась священникам консерваторам?
В то время когда организаторы православной музыкальной субкультуры пытались взять всё лучшее у протестантов и храизматов, использующих на своих Богослужениях музыкальные инструменты, консервативные священники высказывались против православного рока, рэпа и попсы в стиле стандартной демагогии "типа рок от дьявола, а церковное пение от Бога", "рок это про гордыню, попса это про блуд, а акафист это про смирение и целомудрие".
Объективные причины провала проекта православная дискотека
- У протестантов музыка и танцы это и есть молитва. У православных предлагалась, что вся музыкальная субкультура не вместо существующей богослужебной практики а после неё.
- Тема православной музыки сильно ограничена, в то время как обычный рок рэп попса более свободны. И православному музыканту приедтся конкурировать в той среде где и так высока конкуренция и при этом православный будет сильно сжат религиозными рамками.
- Православная дискотека не нужна церковному начальству - всё что свыше стандартного богослужения это лишняя головная боль и источник проблем.
- Православная дискотека не самой православной молодежи - кто хочет тот пойдет на обычный концерт хоть рока, хоть рэпа, хоть попсы.
- Активно формировалась православная субкультура из пассивных, грусных и унылых людей способных вычитывать сотни страниц молитвословов и выстаивать часы богослужений. Таким не нужны ни танцы ни музыка. Их вполне устраивает даже самый фальшивый церковный хор с подвыванием прихожан под разговоры скучающих бабушек.
- Церковное начальство не только не поощряло культурные инициативы но и мешало им. Например на священника у которого что то получалось навешивали рутинную работу так чтобы у него не оставалось времени на что то еще.
- А еще большую роль сыграло то, что в православной среде не было лидеров, которые потянули бы за собой направление. То есть не было звёзд уровня Битлз, Высоцкий, Цой, Тальков или Алла Пугачева. Были просто хорошие православные исполнители такие как Иеромонах Роман который просто хорошо пел и не более того.
Дело Pussy Riot добило все попытки оживить тему "Православная дискотека"
Тема музыки в церкви немного попыталась поднять голову в 2012 году когда хулиганки из группы Пусси Риот в храме Христа Спасителя пропели какой то Панк Молебен с политической окраской. Кто то пытался их защищать, однако свою роль сыграло, что акцию устроили не музыканты - лидеры общественного мнения, а именно хулиганьё, на которое всем было пофиг так же как им пофиг на всех. Если бы Панк Молебен в Храме Христа Спасителя устроил бы Игорь Тальков или Виктор Цой, то все могло бы пойти сильно иначе. Но в России уже не было таких музыкантов. А если бы и были то далено не факт что в 2012 году они были бы как то взаимодействующими с темой церкви.
Рудименты проекта "Православная дискотека"
Рудименты проекта православной дискотеки сохранились и до сих пор. В некоторых приходах существуют школы исторических бальных танцев, которые не для всех, а только для тех, кто умеет эти бальные танцы танцевать. Скорее всего бальные танцы прижились в православной среде именно тем, что там очень много условностей, в отличии от вольной движухи на дискотеке. Ну и во вне-богослужебное время встречается священники с музыкальными инструментами.
Дискотека для свободных, а православие униженных. Привыкший ползать зажигать не может!
Если вам понравилась статья — поставьте лайк
Если у вас есть мысли на тему этой статьи напишите их в комментарии.
Колян Платков и Лена Магадан Независимые православные блогеры с Богословским образованием
Заходите на наш Ютуб канал Платочек
Заходите в нашу группу ВК: Блогеры про религию.