Марк Шагал переехал в Париж в 1923 году. Долгие годы он считал, что уже никогда не сможет побывать в России. Однако спустя ровно полвека в 1973 году по приглашению Министерства культуры СССР и благодаря личной протекции Екатерины Фурцевой художник посетил Москву и Ленинград. Команда проекта «ВТБ — России» узнала, что интересного произошло с Шагалом за 11 дней пребывания на родине в период хрущевской оттепели.
Не сразу смог написать свое имя по-русски
Программа пребывания Марка Шагала в Москве и Ленинграде была утверждена заранее. В нее входило посещение Третьяковской галереи, Пушкинского музея и Большого театра, а в Ленинграде художника ждали Эрмитаж и Русский музей.
Во время экскурсии в Эрмитаже кто-то подсунул Марку Захаровичу каталог живописи для автографа. Художник открыл его на странице со своим автопортретом и написал там свое имя кириллицей, а слово «Ленинград» — латинским шрифтом. Жена Шагала Валентина Григорьевна Бродская этому сильно удивилась. Она рассказала, что накануне они были в театре на спектакле «Ревизор». Когда у Шагала попросили автограф, он не смог написать свое имя по-русски: сказались 50 лет разлуки с родиной. Видимо, Марк Захарович вспомнил его написание лишь сейчас, когда просматривал каталог.
Восхищался русскими иконами
В официальную программу визита входило и посещение Кремля. Большой Кремлевский дворец, Георгиевский зал, Грановитая палата — художник видел их впервые и проявлял ко всему живой интерес.
Особое впечатление на Шагала произвели иконы Андрея Рублева и Феофана Грека. «Вот настоящее искусство! Какие лица! Икона — это лучшее, что создано в России», — воскликнул мастер. Его еле увели: художник готов был часами рассматривать каждую икону, восторгаясь древним искусством. По его мнению, сюда надо было приходить учиться рисовать в молодости. Шагал очень жалел, что увидел все это лишь в возрасте 85 лет.
Нелестно отзывался о Пикассо
Бродя по залам Эрмитажа, Шагал с раздражением осмотрел работы Пабло Пикассо и пренебрежительно назвал его «этот испанец». Он объяснил это присутствующим так: «Пикассо живописец только на восемьдесят процентов. Живопись — это химия, понимаете? Это как состав крови. Химия у Ленена, у Ватто. У них картины поют. И у Матисса поют. А у Пикассо — нет. Пикассо работал на публику, на сенсацию».
На самом деле Шагал и Пикассо дружили и переписывались долгих сорок лет. В 1950-х годах Пабло Пикассо даже заявил, что «когда умрет Матисс, Шагал останется единственным художником, который понимает, каков на самом деле цвет». Но в 1964 году дружба двух мастеров оборвалась навсегда после ссоры на званом ужине. Шагалу принадлежит фраза, являющаяся одним из наиболее остроумных оскорблений в истории искусств: «Какой же гений этот Пикассо! Как жаль, что он не занимается живописью!» А вот Пикассо отзывался о Шагале более дружелюбно: «Я не знаю, где он находит эти изображения. У него, должно быть, ангел в голове».
Расплакался из-за букета васильков
Номер люкс в гостинице «Россия», где остановился Шагал с женой, был полон роскошных цветов от почитателей его таланта. Но художник больше всего обрадовался скромному букетику васильков. Это были его любимые цветы с детства. Неброские васильки мы видим и на некоторых картинах мастера.
Когда Шагала в номере навестил давний друг, поэт Андрей Вознесенский, он был поражен реакцией мастера на этот невзрачный букетик. «Номер его в отеле был завален корзинами цветов и торжественными дарами. Но гениальный голубоглазый мастер, с белоснежной гривой, как морозные узоры на окне, разрыдался над простым букетиком васильков — это был цвет его витебского детства, нищий и колдовской цветок, чей отсвет он расплескал по витражам всего мира от Токио до Метрополитен», — вспоминал о том дне Вознесенский.
Выходец из крохотного еврейского местечка, ставший свидетелем мировых войн и революций, живший в нескольких столицах и на двух континентах, Шагал в своем творчестве охватил весь неумолимо сложный 20 век, отразил его культурные, философские и эстетические искания. Стиль картин Шагала невозможно отнести к какому-то определенному течению. Сам он говорил, что ему равно чужды импрессионизм и кубизм, и не примыкал к какой-либо живописной школе. Для всех, кто интересуется творчеством великого художника, лекторий Level One совместно с ВТБ провели бесплатный вебинар «Марк Шагал: главное». Искусствовед Алина Аксёнова рассказала о жизни художника и научила читать его полотна. Лекция приурочена к созданной при поддержке ВТБ выставке «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» в Еврейском музее и центре толерантности.