Найти тему
Sputnik Литва

У разбитого корыта: Литва кланяется Китаю, не увидев денег от Тайваня

   © Photo : Unsplash / Timo Volz
© Photo : Unsplash / Timo Volz

За годы, минувшие с открытия дипломатического представительства Тайваня, Вильнюс так и не нашел замену КНР и не смог компенсировать убытки бизнесу. Как балтийская республика прыгает в последний поезд, пытаясь спасти экономику от рецессии – в материале Sputnik Литва

Вспышка птичьего гриппа оказались фатальной для переговоров об экспорте яиц и птицы на Тайвань, которые шли полным ходом. Такой печальной новостью недавно поделилась Государственная продовольственно-ветеринарная служба.

После того, как на индюшиной ферме в Мариямпольском районе произошла вспышка заболевания, Литва оказалась исключена из списка стран, свободных от болезни Ньюкасла. А значит, в ближайшее время экспортный рынок Тайваня будет для республики закрыт.

Если взглянуть на картину в целом, с Тайванем у Литвы вообще в последнее время не ладится, несмотря на огромные надежды, которые Вильнюс связывал с этой территорией.

Тайвань стал "яблоком раздора", из-за которого балтийская республика нажила себе серьезных проблем с Китаем – как в политическом, так и в экономическом плане. Если бы Вильнюс в 2021 году открыл официальное представительство Тайбэя, а не Тайваня, как заявили официальные власти Литвы, обострения конфликта удалось бы избежать.

Однако меры со стороны КНР последовали незамедлительно. Уровень дипломатических отношений оказался понижен, а литовский бизнес стал жаловаться на "притеснение" со стороны Китая из-за проблем экспорта своей продукции.

Тогда, чтобы успокоить панику, официальные власти Литвы неоднократно заявляли, что, дескать, Тайвань сможет решить все экспортные проблемы балтийской республики. Звучали громкие обещания. Мол, Тайвань поделится с Литвой полупроводниками, лазерными технологиями и будет сотрудничать в секторах с высокой добавленной стоимостью. Не говоря об экспорте пищевой продукции, на который возлагались большие надежды.

Однако прошло почти три года – а воз и ныне там.

И дело не только в том, что Тайвань временно закрыл литовцам возможность поставлять мясо на свой рынок.

Стоит вспомнить также недавнее заявление главы Центробанка Литвы Гедиминаса Шимкуса, который посетовал, что Тайвань так и не открыл банк в балтийской республике, хотя открыто проявил интерес к этому вопросу несколько месяцев назад.

Дальше позитивных заявлений дело не пошло. Литовская делегация даже ездила на Тайвань, чтобы прорекламировать литовский финансовый сектор. Тайваньские чиновники на это покивали головами, что, видимо, литовская сторона и сочла за проявленный интерес. Никаких действий после этого не последовало.

Даже в президентуре признали, что особых денег от Тайваня не видно до сих пор. А ведь речь шла о многомиллионных инвестициях в балтийскую республику, на которые так надеялись в Министерстве экономики.

Примечательно, что экспорт литовских товаров на Тайвань оставался долгое время стабилен, а вот экспорт в Китай уже в первом полугодии прошлого года возрос в четыре раза.

Кажется, в Литве стали задумываться, стоило ли ругаться с Китаем ради голословных обещаний. Ведь получается, что Тайвань бросил балтийскую республику у разбитого корыта – отношения с КНР оказались испорчены, а денег никто так и не увидел.

Забавно и то, что в ноябре прошлого года министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис отказался от официальной встречи с главой МИД Тайваня Джозефом У, который посетил балтийскую республику с делегацией.

Более того, литовский министр заявил, что Вильнюс придерживается принципа "одного Китая" и не поддерживает официальных контактов с Тайбэем. Это противоречит всем действиям литовских властей с моменты открытия посольства Тайваня. Три года ушло у властей Литвы, чтобы вернуться к реальности.

Уже можно заключить, что стратегия Литвы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включающая отношения с Тайванем, не оправдалась. Вильнюс так и не нашел замену Китаю и не смог компенсировать убытки бизнесу. Из-за конфликта с КНР экономика балтийской республики теряет сотни миллионов евро, которые бы осели в бюджете страны, если бы власти Литвы думали головой прежде, чем идти с кем-либо на конфликт.

Стоит подчеркнуть, что надеется на разумность главы МИД Литвы не стоит. Литовские правящие не знают, что такое ценностно ориентированная политика и действуют исключительно в своих интересах, не оглядываясь на ущерб, который они нанесут своей же стране.

Как отмечал глава партии "Союз крестьян и зеленых Литвы" Рамунас Карбаускис, метания Ландсбергиса по поводу Китая связаны с финансовым интересом, ведь к энергокомпании Ignitis присоединилась компания, якобы связанная с КНР.

Об этом действительно писали литовские СМИ. По их информации компанию China Three GorgesCorporationможно обнаружить в структуре акционеров компании Ocean Winds, которая совместно с Ignitis grupė будет строить первую в Литве морскую ветряную станцию. Однако в литовской компании участие китайских партнеров в проекте отрицают.

Как бы то ни было, очевидно, что Литва поменяла курс на Тайвань в пользу Китая из-за рухнувших ожиданий. Не говоря о том, что из-за продолжительной торговой войны с партнером-гигантом экономике балтийской республике может грозить рецессия.

Теперь расплачиваться за это будет Ландсбергис, которого уже обвинили все, кому не лень, в порче имиджа на международной арене.

Вряд ли у президента Литвы хватит политической воли отправить главу МИД в отставку, но ситуация показательная: внешнеполитическим курсом балтийской республики правят истерики, а не здравый смысл.

Любопытно, что теперь Литве нисколько не мешает стратегическое партнерство Китая с Россией. А ведь КНР наравне с Москвой фигурировал в отчетах ДГБ о "страшной" и "опасной" угрозе. Как же так?

Ответ прост: там, где пахнет деньгами, - каждый сам за себя. А за конфликт с Китаем Литве попросту никто не доплачивает.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.