Найти тему

«Альфа-Банк» запускает собственного оператора мобильной связи

20 февраля 2024 года в базе данных КонтурФокус появилась запись об организации Общества с ограниченной ответственностью «Альфа-Мобайл» с регистрацией на улице Большой Тульской в Южном административном округе Москвы. С этого момента начинается официальный отсчет деятельности структур «Альфа-Банка» по созданию виртуального оператора сотовой связи под собственным брендом.

Через два дня после создания, 22 февраля, «Альфа-Мобайл» зарегистрировался в Пенсионном фонде, а еще днем позже – в Фонде социального страхования. Учредителем и стопроцентным владельцем компании является АО «Альфа-Банк», который выделил для «дочки» в качестве уставного капитала 100 млн. руб.

Генеральным директором вновь созданного предприятия является Андрей Викторович Литвинов. В его «активах» числится должность бывшего гендиректора коммуникационной компании «Плинтрон», в отношении которой осенью минувшего года была инициирована процедура банкротства. Примечательно, что в IT-отрасли известен еще один человек с такими же именем, отчеством и фамилией. Этот А. В. Литвинов, по данным сайта TAdvisor, в течение своей карьеры работал на важных постах в Tele2, Beeline, NetByNet и Rutube.

Зачем нужны виртуальные сотовые операторы банкам и их клиентам?

Данный шаг является ожидаемым и логичным в свете последних тенденций на рынке финтеха. Здесь наблюдается интересная картина, которую можно назвать взаимной, двусторонней интервенцией банков и телеком-гигантов в битве за клиентов на сопредельные территории в рамках создаваемых ими экосистем.

Простыми словами это выглядит так: банки прилагают массу маркетинговых, финансовых, технических и иных усилий, чтобы обеспечить действующих и новых клиентов максимальным списком наиболее востребованных повседневных услуг. Причем не только финансовых. Именно поэтому наиболее крупные и технологичные банки России («Сбер», «Газпромбанк», «Тинькофф», «ВТБ») уже более или менее давно имеют собственных виртуальных операторов сотовой связи. И «Альфа-Мобайл» – просто еще один игрок на этом рынке, преследующий ровно те же цели.

С другой стороны, операторы сотовой связи еще раньше ощутили конечность своих возможностей и прибылей в классическом для себя сегменте. И уже не первое десятилетие они активно развиваются в сторону розничной торговли конечными средствами связи и развлечения, предоставления услуг высокоскоростного доступа в интернет по беспроводным каналам, создания мультимедийных онлайн-сервисов и организации проводного интернет-доступа путём «скупки» классических провайдеров. Мало того, наблюдается активная ответная экспансия и в традиционный банковский сектор. Пока банки осваивают телекоммуникационные услуги, мобильные операторы инвестируют огромные средства в создание собственных финансовых подразделений.

Таким образом происходит постепенное стирание границ между двумя отраслями. И при этом телекоммуникационные компании и банки в одном моменте могут быть и стратегическими партнерами, и прямыми конкурентами. Нередко бывает так, что «посредник» (например, банк и создаваемая им виртуальная сеть) работает на грани нулевой рентабельности в этом направлении, чтобы предлагать более выгодные расценки в сравнении с базовым оператором. И наоборот – сотовые компании создают самые комфортные условия, чтобы сделать своих пользователей ещё и клиентами создаваемых ими банковских структур.

Но вернемся снова к «Альфа-Мобайл». Создавая собственного оператора по принципу MVNO (Mobile Virtual Network Operator), «Альфа» не открывает Америку и идет уже проторённой дорожкой. Как рассказал «Ведомостям» руководитель бизнеса розничных продуктов «Альфа-Банка» Иван Пятков, к моменту создания юридического лица уже была собрана эффективная команда менеджеров запускаемого проекта и налажены переговорные процессы с потенциальными партнерами.

Амбиции «Альфы» по наращиванию абонентской базы кажутся амбициозными до невероятного:
– За первый год работы мы рассчитываем привлечь не менее одного миллиона абонентов, — сказал журналистам Пятков. – А в течение трёх лет этот показатель должен вырасти до отметки в пять миллионов пользователей.
Такие прогнозы, мягко говоря, кажутся чрезмерно оптимистичными. Эксперты уверены, что они опережают реально возможные цифры не менее чем в 10 раз. Взрывной рост невозможен без создания мощнейшего уникального торгового предложения – в том числе и по цене. А с учетом того, что рынок сотовой связи и сейчас находится на очень доступном уровне стоимости услуг, предложить что-то революционное практически нереально. Тем более не имея собственных инженерных и технических ресурсов.

Эксперты говорят, что с большой долей вероятности стратегическим партнером нового предприятия станет общероссийская «кузница виртуальных операторов», компания Tele2, с которой работают уже перечисленные раньше топовые банки. Однако не исключена и версия развёртывания новой сети на мощностях другого российского оператора – компании «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»). В пользу этой возможности эксперты указывают чрезвычайно плотные, почти дружеские отношения и экономические связи топ-менеджеров двух организаций и самих бизнесов.

По какой из возможных моделей создания собственной MVNO пойдет «Альфа», сказать пока сложно. Вероятнее всего, это будет что-то среднее между самой простой моделью  Skinny и самой сложной Full MVNO. В первой модели на виртуального оператора возлагается лишь продажи, клиентская (не техническая) поддержка брендирование и прочие маркетинг. Во второй виртуальный оператор имеет всё необходимое для организации полноценного сотового бизнеса, включая программное оборудование и технические средства связи, за исключением собственной частоты.
==
Если вам интересны «
Новости Москвы и Подмосковья«, подписывайтесь на наш неназойливый Telegram-канал и будьте всегда в курсе! А если вы вдруг захотите поддержать проект и его создателей, вы можете сделать это прямым переводом на специальную карту Сбера 2202 2036 8957 7916.