Найти тему

Чем занимается арт-менеджер? Что входит в его обязанности?

Обнаружено самое ёмкое и понятное определение для арт-менеджера: это человек, обладающий искусством (т.е. высокой степенью умения и мастерства) управлять искусством ( в узком понимании этого слова, т.е. изобразительным искусством или пространственными видами) либо в широком понимании — сферой искусства во всем ее многообразии.

Приведу цитату, которая мне недавно запала и послужила толчком для написания этой заметки: «Арт-менеджера можно сравнить с водителем автомобиля, который знает, куда и зачем едет, осознает, как добраться до конечной точки быстрее и безопаснее, разбирается в устройстве своей машины и в состоянии самостоятельно справиться с мелкими неполадками. Именно он следит за чистотой автомобиля, вовремя его заправляет и вовремя делает ремонт. Кроме того что он любит свою машину, он к ней очень привязан, но при этом не боится сменить автомобиль на более новый, поскольку все когда-то стареет и приходит в негодность».

Именно от арт-менеджера зависит качество организации выставки, зависит ее медийный успех, внимание и отзывы публики. В современном мире название этой профессии употребляется достаточно широко и поэтому затрудняет ее понимание. Арт-менеджеров часто путают с кураторами и наоборот. При этом часто бывает так, что функции арт-менеджера и куратора совмещает в себе один человек, оправданность такого подхода зависит от художественного проекта. Хороший арт-менеджер просто обязан обладать широким кругозором, большим количеством связей в выбранной области, знать историю искусства и специфику арт-рынка, быть психологом, антропологом, разбираться в коммуникационных стратегиях и юридических вопросах.

Современная реальность арт-рынка свидетельствует о том, что арт-менеджеры осуществляют организационно-управленческие, предпринимательские и иные функции. В зависимости от профессионального уровня может выполнять такие обязанности, как:

⁃ стратегическая — анализ проекта или персоналии для формирования прогнозов и целей условного продюсирования, просчитывание сильных и слабых сторон, рисков и возможностей, разработка стратегии или бизнес-плана;

⁃ административная — контроль, оценка процессов и результатов, коррекция действий для достижения целей; ведение документации, составление отчётов о проделанной работе;

коммуникационная: постоянное и целенаправленное знакомство с представителями арт-рынка для дальнейшего сотрудничества;

— экспертная: мониторинг профессиональный событий, новинок и инновации арт-рынка, квалифицированная оценка и внедрение в собственную практику;

— социальная: поддержка благоприятного климата в коллективе, поддержка, помощь в разрешении конфликтов, психологическая поддержка;

— юридическая: знание законодательной базы и применение нормативно-правовых актов в сфере предпринимательства, музеологии, авторских и смежных прав, регулировании договорно-правовых отношений, способах защиты интеллектуальной собственности;

— лидерская: соблюдение ценностей, идеалов и убеждений, умение сплотить вокруг них людей.

Конкретные задачи арт-менеджера будут зависеть от конкретного проекта: он может заниматься продюсированием целого художественного проекта (выставка, фестиваль, резиденция и тд) или отдельно взятого художника, может заниматься музейным или галерейным менеджментом, а также управлением частной коллекцией. В следующей статье можем разобраться в конкретных задачах арт-менеджеров в зависимости от их проектов, если это интересно, напишите, пожалуйста, в комментариях!

И еще напоследок: «Хорошие менеджеры не только делают деньги, но и создают смысл существования для людей», — Роберт Уотерман. Просто осознайте эту мысль, насколько она важна для современности и будущего арт-менеджмента. Удачи!