Найти тему

Эволюция техосмотра: что изменилось за неполную сотню лет?

Обязательная процедура регулярного технического осмотра необходима не только для безопасности дорожного движения, но и для пролонгации срока службы автомобиля. Менялись машины, изменились и процедуры, входящие в техосмотр. Сравнивая современные элементы осмотра с методиками прошлого века, найдется немало отличий. Пожалуй, эта тема достойна подробного рассмотрения.

Первые советские правила эксплуатации автомобиля сегодня выглядят неоднозначно: в двадцатых годах прошлого века можно было эксплуатировать транспортное средство, если у него присутствовал глушитель и номерные знаки установленного образца. Впервые о необходимости техосмотра заговорили в 1923 году, а в 1936-м официально появилось ГАИ – Государственная автомобильная инспекция, в обязанности которой входило не только обеспечение порядка на дорогах, но и многое другое. В том числе проведение техосмотра транспортных средств и прицепов. Машин тогда было совсем немного, поэтому очередей на немногочисленных станциях не наблюдалось. Однако посещать подобные заведения все без исключения автомобилисты страны советов должны были раз в год. Кстати, любопытным и крайне отличным от привычного нам было и ТО, то есть техническое обслуживание автомобиля. Разглядывая, например, «мануал» по содержанию «Волги» ГАЗ-21, отметим следующие пункты:

  • первое ТО проводилось на пробеге в 1000 км, второе – на 6 000 км и далее – каждые 6 000 км;
  • каждую тысячу километров водитель обязан был проводить целый ряд самостоятельных диагностических процедур;
  • каждое ТО, после второго, насчитывало более 48 операций, среди которых были не только визуальный контроль, но и затяжка гаек рулевой сошки и стремянок рессор, проверка развала-схождения, прокачка гидропривода тормозов и многое другое;
  • на «Волге» только в ходовой части было более 20 точек шприцевания, куда необходимо было регулярно добавлять смазку.

Автомобиль в содержании и обслуживании тогда был кардинально сложнее, чем сейчас. А с учетом дефицита не только запчастей, но и профильных мастерских, заботы зачастую ложились именно на автовладельца, и делегировать их было некому.

-2

Легендарная «Волга с оленем», ГАЗ-21, появилась в 1956 году, а ее расцвет пришелся на шестидесятые. Тогда же правила технического осмотра в СССР подверглись пересмотру с целью приведения их к международным стандартам. Самым заметным нововведением стали талоны техосмотра, которые водитель обязан был размещать в правом углу ветрового стекла. Там дословно значилось следующее: «Автомобиль технический осмотр прошел».

Чтобы драгоценную бумажку заполучить, нужно было приехать на специальную диагностическую станцию, где специалисты подвергали транспортное средство тотальному изучению: изучали состояние двигателя, угол установки колес, работу рулевого и тормозных механизмов, исправность амортизаторов и световых приборов и многое другое. Отдельным пунктом шла проверка содержания вредных примесей в выхлопе – знаменитое СО-СН.

С годами все меняется, изменился и техосмотр. В прошлое ушел не только талончик на лобовом стекле, но и юридическая необходимость его получать: отныне ехать на станцию нужно только после покупки подержанного автомобиля и перед постановкой его же на учет. Однако, в этом видимом упрощении есть и обратная сторона: по закону ответственность за техническое состояние транспортного средства несет владелец и/или водитель. В случае возникновения ДТП по причине технической неисправности, груз ответственности ложится адресно и безапелляционно. Поэтому опытные автовладельцы и управляющие транспортными компаниями стараются бережно следовать заводским рекомендациям и регулярно проверять машину на профильных станциях обслуживания у официальных дилеров хотя бы раз в год: превентивный ремонт всегда дешевле, чем восстановление.

Ключевая же перемена произошла с самим автомобилем. Наш современник куда проще и в обслуживании, и в содержании. Новый «Соболь NN», например, должен посещать СТО лишь раз в 20 тысяч километров, а гарантия на него достигает 4 лет или 200 тысяч километров пробега! Полвека назад автовладельцы о таком и мечтать не могли, ведь при подобном километраже многие машины требовали уже второго капитального ремонта по причине чрезмерного износа узлов и агрегатов.

Неисправность у современной машины, если она и проявит себя, тут же отразится пиктограммой на приборной панели: красная лампочка означает тяжелую поломку, при которой дальнейшее движение запрещено, желтая – незначительную проблему, при возникновении которой можно доехать до сервисной станции своим ходом. Знаменитый Check Engine, чаще всего уведомляющий водителя о некорректной работе двигателя, как раз желтый. Для более точной локализации неисправности достаточно лишь подключить специальный модуль в диагностический разъем и связать электронный блок управления с программой на смартфоне, что сегодня под силу каждому водителю.