Найти тему
Команда Megainsight

Динамическая система ценообразования или как выжить офлайн ритейлеру в эпоху маркетплейсов

Статья будет полезна для тех, кто занимается стратегическим планированием и управлением ценообразования в офлайн-ритейле. Чтобы помочь ритейлерам достичь максимальной маржинальности и вернуть клиентов, ушедших на маркетплейсы, команда Megainsight предоставляет комплекс ИТ-решений на базе машинного обучения и искусственного интеллекта для оптимизации и автоматизации системы динамического ценообразования.

Офлайн ритейл vs Маркетплейсы
Офлайн ритейл vs Маркетплейсы

10 лет назад основным способом торговли был офлайн. Для сравнения стоимости на товары необходимо было лично посетить магазины конкурентов и запомнить цены. Сейчас большая часть покупок происходит онлайн. Весной 2020 года был мощный взлет маркетплейсов, и их популярность набирает обороты ежегодно. Ритейлеры в современной торговле вынуждены постоянно отслеживать и корректировать цены, тестировать различные гипотезы и порой продавать товары даже ниже себестоимости. Но стратегия продавать дешевле маркетплейсов является неудачной и может привести к банкротству.

Средние и крупные ритейлеры используют ИТ-платформу для внедрения системы автоматизации динамического ценообразования, которая позволяет гибко настраивать и отслеживать цены, быстро и точно анализировать полученные результаты.

Например, готовое решение Megainsight Platform, которое модифицируется совместно с рынком и включает в себя коллективный опыт, позволяет не только внедрить и настроить систему динамического ценообразования, но и автоматизировать этот процесс. ИТ-платформа обладает множеством инструментов. Благодаря передовой аналитике данных, алгоритмам машинного обучения и искусственному интеллекту, а также способности собирать и обрабатывать рыночные данные в режиме реального времени, система позволяет компаниям гибко и оперативно подстраиваться под изменения рынка (маркетплейсов, конкурентов) и контролировать внутренние изменения (бизнес-стратегия, себестоимость, остаток товара и т.д.).

Основные направления динамического ценообразования, которые можно автоматизировать с помощью ИТ-платформы:

Динамическое ценообразование по маркетплейсам и конкурентам.

Настройте автоматический сбор цен маркетплейсов и конкурентов и поддерживайте свою стратегию ценообразования на рынке. В теории это несложно. На практике же ритейлеры сталкиваются с довольно трудновыполнимыми сценариями, а большинство сервисов предлагает ограниченные возможности настройки правил отслеживания цен на маркетплейсах или у конкурентов.

Megainsight Vision обеспечивает высокую гибкость настройки и автоматизацию системы динамического ценообразования. Можно установить верхнюю и нижнюю границы допустимой маржинальности, что поможет компании регулировать распродажи, избегать убыточных продаж и предотвращать установку высокой цены.

Пример: компания проанализировала остатки ассортимента и выявила неликвиды. Для избавления от них Магазине № 1 была проведена глобальная распродажа с 50 % скидкой от первоначальной стоимости. В Магазине № 2 были установлены различные скидки (25 %, 30 %, 40 %) в зависимости от срока нахождения товара на складе. В итоге во втором магазине 70 % ассортимента неликвида было продано со скидками, а максимальная скидка в 40 % была применена только к оставшимся 30 %, в результате на распродаже удалось заработать, а первый магазин потерял прибыль на 70 % товара.

Динамическое ценообразование по клиентским группам.

Формируйте разную стоимость отдельным группам клиентов в зависимости от их индивидуальных потребностей. Чем более точно ценовое предложение соответствует потребностям клиента, тем больше он будет покупать и возвращаться за повторными покупками.

Megainsight Reco имеет встроенное AI-ядро, которое составит умные прогнозы и рекомендации для персонализированной цены каждому покупателю, учитывая внутренние факторы (историю покупок, себестоимость и т. д.) и внешние реалии рынка (стоимость на маркетплейсах, у конкурентов и т. д.). А с помощью Megainsight Mobile можно отправлять индивидуальные предложения клиентам, не давая конкурентам возможности увидеть итоговую стоимость и предложить более выгодные условия.

Пример: выставим спеццену на премиальный сыр для определенной группы клиентов, которые предпочитают эту категорию товара. При этом для остальных покупателей на полке цена останется прежней. Чтобы конкуренты не узнали о проводимой акции, индивидуальные купоны отправим через мобильное приложение. С помощью системы нужно настроить правила, при которых цена на товар будет автоматически меняться, если поступит новая партия с высокой себестоимостью, и спеццена автоматически прекратит действовать, если партия закончится, чтобы компания не понесла убытки.

Динамическое ценообразование по временным периодам.

Настройте автоматическую динамику ценообразования по временному периоду, чтобы оптимизировать продажи и прибыль. Меняйте цены в разное время дня, в разные сезоны, во время повышенного спроса.

Megainsight Platform помогает определить наиболее выгодные периоды для ритейла, когда изменение стоимости может привести к увеличению объема продаж и прибыли компании. Это означает, что во время повышенного спроса, когда понятно, что для покупателя важнее наличие товара или услуги (например, влияние погодных условий, выходные, праздничные дни, массовые городские мероприятия и т. п.), система автоматически устанавливает более высокую цену, в режиме допустимого диапазона. Таким образом, сотрудникам не нужно тратить время на расчет новой стоимости, а можно сосредоточиться на достижении финансовых результатов и увеличении прибыли. Приведем два примера автоматизации динамического ценообразования по временным периодам:

Пример по погодным условиям: во время жаркого дня система выполнит расчет и автоматически повысит цену на воду и мороженое в пределах допустимого диапазона для максимизации прибыли. При этом будет учтен фактор, что спрос на товар останется достаточным для его реализации.
Пример по временному промежутку дня: в ночное время с 22:00 до 7:00 на АЗС можно установить более высокую цену за литр бензина, чем днем, чтобы увеличить прибыль компании за счет повышения стоимости в период пониженного спроса.

В заключение отметим, что использование ИТ-платформ, основанных на алгоритмах машинного обучения и искусственного интеллекта, позволяет ритейлу автоматизировать процессы ценообразования и аналитики, чтобы улучшать маржинальность и повышать конкурентоспособность, в том числе и с маркетплейсами, а также выявлять ситуации, в которых обычное динамическое ценообразование неэффективно. ИТ-платформа Megainsight — это инструмент, который помогает ритейлерам перейти на путь автоматизации и цифровизации, чтобы успешно выполнять поставленные бизнес-задачи.

Подпишитесь на телеграм-канал, если вас интересуют ИТ-сервисы для ритейла @megainsight.