Статья будет полезна для тех, кто занимается стратегическим планированием и управлением ценообразования в офлайн-ритейле. Чтобы помочь ритейлерам достичь максимальной маржинальности и вернуть клиентов, ушедших на маркетплейсы, команда Megainsight предоставляет комплекс ИТ-решений на базе машинного обучения и искусственного интеллекта для оптимизации и автоматизации системы динамического ценообразования.
10 лет назад основным способом торговли был офлайн. Для сравнения стоимости на товары необходимо было лично посетить магазины конкурентов и запомнить цены. Сейчас большая часть покупок происходит онлайн. Весной 2020 года был мощный взлет маркетплейсов, и их популярность набирает обороты ежегодно. Ритейлеры в современной торговле вынуждены постоянно отслеживать и корректировать цены, тестировать различные гипотезы и порой продавать товары даже ниже себестоимости. Но стратегия продавать дешевле маркетплейсов является неудачной и может привести к банкротству.
Средние и крупные ритейлеры используют ИТ-платформу для внедрения системы автоматизации динамического ценообразования, которая позволяет гибко настраивать и отслеживать цены, быстро и точно анализировать полученные результаты.
Например, готовое решение Megainsight Platform, которое модифицируется совместно с рынком и включает в себя коллективный опыт, позволяет не только внедрить и настроить систему динамического ценообразования, но и автоматизировать этот процесс. ИТ-платформа обладает множеством инструментов. Благодаря передовой аналитике данных, алгоритмам машинного обучения и искусственному интеллекту, а также способности собирать и обрабатывать рыночные данные в режиме реального времени, система позволяет компаниям гибко и оперативно подстраиваться под изменения рынка (маркетплейсов, конкурентов) и контролировать внутренние изменения (бизнес-стратегия, себестоимость, остаток товара и т.д.).
Основные направления динамического ценообразования, которые можно автоматизировать с помощью ИТ-платформы:
Динамическое ценообразование по маркетплейсам и конкурентам.
Настройте автоматический сбор цен маркетплейсов и конкурентов и поддерживайте свою стратегию ценообразования на рынке. В теории это несложно. На практике же ритейлеры сталкиваются с довольно трудновыполнимыми сценариями, а большинство сервисов предлагает ограниченные возможности настройки правил отслеживания цен на маркетплейсах или у конкурентов.
Megainsight Vision обеспечивает высокую гибкость настройки и автоматизацию системы динамического ценообразования. Можно установить верхнюю и нижнюю границы допустимой маржинальности, что поможет компании регулировать распродажи, избегать убыточных продаж и предотвращать установку высокой цены.
Пример: компания проанализировала остатки ассортимента и выявила неликвиды. Для избавления от них Магазине № 1 была проведена глобальная распродажа с 50 % скидкой от первоначальной стоимости. В Магазине № 2 были установлены различные скидки (25 %, 30 %, 40 %) в зависимости от срока нахождения товара на складе. В итоге во втором магазине 70 % ассортимента неликвида было продано со скидками, а максимальная скидка в 40 % была применена только к оставшимся 30 %, в результате на распродаже удалось заработать, а первый магазин потерял прибыль на 70 % товара.
Динамическое ценообразование по клиентским группам.
Формируйте разную стоимость отдельным группам клиентов в зависимости от их индивидуальных потребностей. Чем более точно ценовое предложение соответствует потребностям клиента, тем больше он будет покупать и возвращаться за повторными покупками.
Megainsight Reco имеет встроенное AI-ядро, которое составит умные прогнозы и рекомендации для персонализированной цены каждому покупателю, учитывая внутренние факторы (историю покупок, себестоимость и т. д.) и внешние реалии рынка (стоимость на маркетплейсах, у конкурентов и т. д.). А с помощью Megainsight Mobile можно отправлять индивидуальные предложения клиентам, не давая конкурентам возможности увидеть итоговую стоимость и предложить более выгодные условия.
Пример: выставим спеццену на премиальный сыр для определенной группы клиентов, которые предпочитают эту категорию товара. При этом для остальных покупателей на полке цена останется прежней. Чтобы конкуренты не узнали о проводимой акции, индивидуальные купоны отправим через мобильное приложение. С помощью системы нужно настроить правила, при которых цена на товар будет автоматически меняться, если поступит новая партия с высокой себестоимостью, и спеццена автоматически прекратит действовать, если партия закончится, чтобы компания не понесла убытки.
Динамическое ценообразование по временным периодам.
Настройте автоматическую динамику ценообразования по временному периоду, чтобы оптимизировать продажи и прибыль. Меняйте цены в разное время дня, в разные сезоны, во время повышенного спроса.
Megainsight Platform помогает определить наиболее выгодные периоды для ритейла, когда изменение стоимости может привести к увеличению объема продаж и прибыли компании. Это означает, что во время повышенного спроса, когда понятно, что для покупателя важнее наличие товара или услуги (например, влияние погодных условий, выходные, праздничные дни, массовые городские мероприятия и т. п.), система автоматически устанавливает более высокую цену, в режиме допустимого диапазона. Таким образом, сотрудникам не нужно тратить время на расчет новой стоимости, а можно сосредоточиться на достижении финансовых результатов и увеличении прибыли. Приведем два примера автоматизации динамического ценообразования по временным периодам:
Пример по погодным условиям: во время жаркого дня система выполнит расчет и автоматически повысит цену на воду и мороженое в пределах допустимого диапазона для максимизации прибыли. При этом будет учтен фактор, что спрос на товар останется достаточным для его реализации.
Пример по временному промежутку дня: в ночное время с 22:00 до 7:00 на АЗС можно установить более высокую цену за литр бензина, чем днем, чтобы увеличить прибыль компании за счет повышения стоимости в период пониженного спроса.
В заключение отметим, что использование ИТ-платформ, основанных на алгоритмах машинного обучения и искусственного интеллекта, позволяет ритейлу автоматизировать процессы ценообразования и аналитики, чтобы улучшать маржинальность и повышать конкурентоспособность, в том числе и с маркетплейсами, а также выявлять ситуации, в которых обычное динамическое ценообразование неэффективно. ИТ-платформа Megainsight — это инструмент, который помогает ритейлерам перейти на путь автоматизации и цифровизации, чтобы успешно выполнять поставленные бизнес-задачи.
Подпишитесь на телеграм-канал, если вас интересуют ИТ-сервисы для ритейла @megainsight.