Вот уже несколько лет я работаю в общеобразовательной школе педагогом-психологом.
До декретного отпуска с детьми я работала в социальной сфере - в реабилитационном центре для несовершеннолетних, тоже психологом. Но работа в разных сферах, даже в одной и той же должности кардинально отличается! Небо и земля, можно так сказать.
А ещё несколькими годами ранее, я работала в системе СПО - среднего профессионального образования, в колледжах, и это тоже свой отдельный профессиональный мир.
Сейчас о работе педагога я могу судить только по школе. Так как же тут обстоят дела?
А дела таковы, что современный педагог должен всем и каждому. Обязанностей, даже у меня, педагога-психолога, как говорят, "выше крыши", что уж говорить об учителях, обремененных ещё и классным руководством вдобавок.
Именно словом "должен" сейчас опредяется вся работа в системе образования. И долгов у педагога порой или много, очень много. Причём перед всеми - перед учащимися, перед родителями, перед администрацией.
Что же имеет сам педагог, после добросовестно выполненного профессионального долга? А имеет он очень маленькую заработную плату, которую ещё и урезали в этом учебном году. И всем должникам, по большому счёту, безразлично как живёт педагог "на эти три копейки ".
Что касаемо содержания самой работы, то помимо основных должностных обязанностей, которые ну ооочень широкие, ещё добавляются различные поручения администрации, общественная работа. И хорошо если отгул дадут за выполнение этой дополнительной работы, а то может получиться так, как это было на моём прежнем месте работы - "за спасибо ", или за здорово живёшь, т.е. абсолютно бесплатно.
И по сему выходит, что порой современных педагогов просто-напросто эксплуатируют. А отсюда потом вытекает и нервозность, и задёрганность, и эмоциональное выгорание, желание всё послать "куда подальше".
Недавно встретила на улице бывшую коллегу, вместе работали в школе пару лет назад. Потом она ушла на пенсию, возраст. Ей уже "за 60 с хвостиком" было.
На мой вопрос:" Не жалеете, что ушли из школы?", бывшая коллега мне ответила утвердительно: "Очень жалею! Жалею, что не ушла раньше. Сразу по достижении пенсионного возраста. Столько времени потеряла!"
Она мне поведала о том, что работает сейчас консьержкой, как она выразилась "в доме для богатых", сутки через трое. Зарплата даже чуть выше, чем её учителя-предметника с высшей категорией. Но при этом, как она сказала:" не бита, не крыта, не клята, не мята никем". И самое главное - никаких бумажек, отчётов и мониторингов!
Выглядела моя бывшая коллега хорошо, голос бодрый, радостный, летом собирается съездить на курорт, на море, и наконец-то средства на поездку накопились!
Оказывается, даже в 60 лет, жизнь может заиграть яркими красками. Без системы образования только.
Я же, находясь на работе, часто думаю о том, как же денег заработать. А также и о том, чтобы по работе чего не упустить, не забыть, и "не проворонить" важное.
Многие педагоги, находясь на работе в своём образовательном учреждении, весь день пребывают в состоянии постоянного напряжения. Увы, издержки профессии. И учителям в этом плане опять же сложнее, чем специалистам.
Бывают в школе и "авралы", когда примеру, какой-то срочный отчёт нужно "состряпать" в течение часа, а тебе за этот час надо ещё и все данные и сведения собрать воедино. Вот и носишься, словно пчелой ужаленная, чтобы сделать быстро то, что затребовали, в рекордно короткие сроки. То бывают в школе совещания "пятиминутки", которые длятся всю 20-минутную перемену, и вместо того, чтобы учитель во время большой перемены мог перевести дух, хлебнуть чайку, он вынужден слушать наставления и новые поручения. А потом со звонком бежать на урок. И провести его качественно, с полной отдачей сил.
Наконец, когда рабочий день закончен, уставший педагог выходит (а иногда выползает) из школы, то с чувством выполненного долга, идёт домой... И нет, не для того, чтобы лечь на диван в предвкушении заслуженного отдыха, а для того, чтобы засесть за проверку ученических тетрадей или за подготовку к завтрашним урокам.
В выходные дни тоже не всякий раз до отдыха педагогу. Сказываются заброшенные домашние дела за неделю, когда вечером вместо уборки, просидела за компьютером набирая и распечатывая очередные бумажки по работе. Поэтому выходные у педагога часто выглядят как "бытовой аврал", теперь нужно налегать на домашнюю работу - постирать одежду, погладить, прибрать квартиру, сходить закупиться продуктами на всю неделю, приготовить блюда, чтобы не сидеть потом на бутербродах.
Хочется спросить: а отдыхать когда? На что педагогу могут резонно сказать: а летом. У вас есть праздник - 56 дней календарного отпуска называется.
От себя могу сказать тем, кто не знает: этот отпуск длинный в 56 календарных дней, педагог целиком и полностью заслужил, весь до минуточки! Наше государство лишнего дня "просто так" не передаст. Если отпуск такой длинный, работа значит того заслуживает.
Но и здесь у всех бывает по-разному. Отпуск отпуском, а деньги отпускные они как бы сказать, тоже не большие, исходя из заработанных средств за год. А когда зарплата педагога маленькая, то и отпускные средства будут весьма скромные. И поэтому, очень часто педагоги в свой отпуск вынуждены ещё и подрабатывать летом, чтобы иметь возможность "дотянуть" потом до сентябрьского аванса.
Вот таковы реалии современного педагога, если вкратце. Если обобщить всё выше сказанное, можно понять, почему молодёжь не идёт работать в школы, хоть педагогические вузы и выпускают ежегодно молодых специалистов. Специалисты есть в стране, людей с высшим педагогическим образованием полно, но при этом многие школы испытывают дефицит кадров.
Если сказать совсем просто и коротко: в сфере образования работать трудно, платят мало.
Больше и добавить нечего.