Продолжаю вспоминать подробности своей экспедицию по местам ГУЛАГА Печорского района Коми и работу в поселке Изъяю. Вместе с краеведом Константином Полуниным мы побывали и на захоронении площадью 1 квадратный километр.
"Добро пожаловать в мое царство! - возглашает Костя. - Здравствуй, батюшка лес! Прими нас! Мы пришли с чистой душой и сердцем".
Несмотря на оптимизм моего спутника уже через мгновение мы погрузились в созерцание жутких тайн, которые все еще хранит местный лес. Повсюду можно было увидеть могилы заключенных Кожвинского лаготделения Печоржелдорлага. Иные из них, одиночные, имели правильную овальную форму и находились на расстоянии друг от друга. Легко можно было определить и групповые захоронения.
- Хоронили здесь с 1941 и по 1952 годы, - комментирует Костя. - И если мы не сбились с пути, то скоро должны выйти к памятному кресту.
Кладбище заключенных лагеря продолжило гражданское кладбище. Оно и стало нашим ориентиром в поиске памятного креста, который, как выяснилось, находится недалеко от местного некрополя.
- Памятный крест в прямом смысле слова стоит на костях. Ведь эти провалы, - показывает Костя на рвы вокруг нас, - образовались потому что здесь было очень много захоронений.
Но поражало не только большое количество безымянных могил вокруг... все в этом кладбищенском лесу казалось аномальным: и странно растущие деревья, которые тянулись своими ветвями не к солнцу, а стелились по земле; и постоянно возникающие у нас на пути "буреломы"; и картина жуткой автокатастрофы на лесной дороге...
Наша экспедиция в тот день завершилась прогулкой по заброшенной железной дороге, в ходе которой Костя собрал небольшую коллекцию артефактов.
А меня же это путешествие через несколько месяцев привело в подмосковный Королев, где под сенью старинного храма я встретилась с дочерью узника Кожвинского лаготделения и услышала удивительную историю о том, как у многострадальной Печорской земли появился свой молитвенник и заступник!
Наталья Прокофьева.
Фото автора