Найти в Дзене
Юрий Шевченко

Новый порядок расчета утилизационного сбора при ввозе автотранспортных средств в Россию. Что с ним не так?

Адвокат Шевченко Ю.В.
Адвокат Шевченко Ю.В.

Заинтересованными лицами широко обсуждается постановление Правительства России № 152 от 13.02.2024 г., которым с 1 апреля 2024 года вводится новый порядок расчета утилизационного сбора при ввозе автотранспортных средств (автомобилей и прицепов) на территорию России.

В Постановлении Правительства №152 эта формула выглядит так: утилизационный сбор = УСед + Ктп + Кндс + Ка.

Таким образом Правительство России компенсирует потери федерального бюджета при ввозе автомобилей, которые ранее ввозились и проходили процедуру таможенного оформления на территории одной из стран Таможенного Союза по более низкой стоимости и соответственно уплачивали меньшие таможенные платежи чем в России. А затем ввозились на территорию нашей страны.

В качестве примера, часто приводится Киргизия. При ввозе транспортных средств в Киргизию зачастую их таможенная стоимость занижается, в связи с чем и таможенная пошлина ниже, чем в России. Также выигрывают при ввозе в Киргизию и на уплате налога на добавленную стоимость.

Цель правительства нашей страны в принципе понятна. Но никто не обратил внимание на сколько законны средства достижения этой цели?

В статье 2 "Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" даются следующие определения:

-"меры таможенно-тарифного регулирования" - меры, применяемые в соответствии с Договором о Союзе в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров и включающие в себя применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот;

-"налоги" - налог на добавленную стоимость, акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза;

-"таможенная пошлина" - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза.

Утилизационный сбор не относится к мерам нетарифного регулирования. Его правовая природа не относится к налогам или таможенной пошлине.

Утилизационный сбор при ввозе автомобилей введен федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". И правовая природа (для чего он вводится) введения утилизационного сбора указана в статьях 2, 3 закона.

В пункте 1 статьи 24.1 закона прямо указано, что утилизационный сбор уплачивается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Пунктом 5 статьи 24.1 закона установлен порядок расчета утилизационного сбора. При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортным средством своих потребительских свойств.

При этом в законе "Об отходах производства и потребления" ничего не говорится о включении в порядок расчета (формулу) утилизационного сбора, уплачиваемого при ввозе автотранспортных средств на территорию России, разницы в таможенной пошлине, НДС и акцизах.

По моему мнению, есть все основания для обращения заинтересованных лиц в Верховный Суд РФ с заявлением об оспаривании постановления Правительства России № 152 от 13.02.2024 г. и признании его недействующим.

Для консультации, правовой помощи по вопросам ВЭД и таможенного законодательства обращайтесь к адвокату по телефону 8(966)766-80-24