13,7K подписчиков

Две основные формы речи, о которых родителям нужно знать.

340 прочитали

Что же такое речь? В первую очередь речь-это средство коммуникации. Еще Л.С. Выготский выделил два вида речи внутреннюю - понимание и внешнюю - произнесение. Две шестеренки данного механизма всегда работают слаженно и красиво. Обмениваясь между собой по средствам системы кодирования открытой Н.И.Жинкиным. Но родители без речевых детей, а так же детей с нарушениями речи редко понимают в каком месте формируется сама патология и как ее восстанавливать, давайте попробуем проанализировать данный момент.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Какая речь появляется первой? В онтогенезе здорового ребенка первой всегда появляется внутренняя речь. Сначала ребенок соотносит слышимое слово с объектом и лишь потом называет его.

У детей с нарушением развития этот механизм ломается. Обычно проблемы соединения лепета и речи возникают в возрасте 8-12 месяцев, когда лепетная цепочка ма-ма-ма-ма не перерастает в слово мама. Проблем здесь обычно две первая ребенок все еще не сформировал пассивный словарь и не объединил произношение слова с его слышимым и образным эквивалентом.

Вторая проблема моторная. Ее так же можно разделить на две группы. Откат, возникший на фоне изменения тонуса организма. К сожалению, тонус в теле ребенка с поражением мозга не стабилен. Особенно хорошо это известно мамам деток с ДЦП. Тонусовые откаты возникают достаточно часто. Без работы с ними тело ребенка скручивает и выворачивает. Естественно, это отражается и способности говорить. Нередки случаи, когда уже сформированная речь, на фоне изменения тонуса полностью пропадает.

Второй вариант моторных откатов откаты кинетической последовательности праксиса. Они не привязаны к параличам, но имеют схожий механизм влияния. Ребенок непроизвольно может произносить звуки и лепетать слоги, однако целенаправленно мозг не может выстроить последовательность речевого уклада и сформировать звук, сочетание звуков, слов. Таким образом снова происходит откат, и ребенок замолкает.

Что объединяет две эти формы откатов? Естественно, это сохранность внутренней речи. Про таких детей говорят-все понимает, но не говорит. Пассивный словарь у такого ребенка может сильно забегать вперед, но активный, к сожалению, не формируется. Как помочь такому ребенку?

Во-первых, это логопедический массаж и работа над координацией движений. Обычно логопеды применяют систему отраженного и сопряженного произношения, но, увы, она не всегда оказывается эффективной так как часто помимо проблем с воспроизведением речи таким детям тяжело анализировать речь только на слух. Так же хорошо работает введение системы чтения, она дает зрительную поддержку и опору в произнесении слова, вообще система работы с буквами универсальный механизм помощи, недаром родители часто ссылаются на огромный прогресс после введения букв в школе.

Но вернемся к нашей теме. Вешнюю речь мы разобрали, теперь перейдем к внутренней речи. Нарушение накопление пассивной речи практически всегда связано с нарушением слухового восприятия. Таким детям тяжело понимать слова на слух, они имеют ряд сенсорных-слуховых агнозий. Ребенок не может сосредоточить внимание на речевом потоке, вычленить речь из чужих сторонних звуков, понять смысл звучания. Это одна из самых грубых форм патологии. Возникает она как с рождения, так и на фоне вторичных нарушений в работе головного мозга и обменных процессов. Чаще всего она приводит к формированию грубых нарушений воли, и выходу на полевое поведение. Пассивная речь тормозит развитие куда сильнее чем активная. Как формировать пассивную речь. Во-первых, это узкая и четкая звуковая градация. Введение сначала неречевых звуков, а затем речевых, постепенно усложнение каркаса понимаемого слова, привязка слов к зрительным образам и картинкам в данном случае сохраняется длительное время. Раннее ведение чтения позволяет не только научиться слышать и соединять звуки, но и отработать внутренний механизм проговаривания и слияния звуков в слово. Часто про таких детей говорят, что, читая они быстро кодируют речь. Еще одна большая проблема данной группы, нарушение слухоречевого внимания. При менее грубой форме, патологии ребенок не может сосредоточится на слышимом потоке утрачивая часть информации. В начале предложения слышал и понял, а в конце уже нет. Этих детей выделяет быстрая утомляемость в шумовой среде, нежелание слушать книжки на слух, требование зрительного подкрепления заданий и действий. Они прекрасно показывают предметы в прямых заданиях, показать сам предмет, либо его признак, но стоит усложнить задание и дать его при помощи смыслового оборота. Например: "Какого цвета трава? Где мы растим овощи? Или мы положим огурец в компот? " Как ребенок резко теряется. Объем суждений и умозаключений у него остается недобранным, это и приводит к формированию умственной отсталости в будущем.

Второй вид патологии внутренней речи базируется на памяти. Ребенок не может запомнить сведения об окружающем его мире, при этом не имеет проблем с нарушением слухового восприятия. Объем пассивного словаря у таких детей крайне низок и косноязычен. Шаблон слова градируется только в прямом его значении. Кошкой долго остается только конкретное животное, с трудом такие дети могут осознать многозначное понятие слов. В самых грубых формах страдают даже простые группировки предметов. В менее грубы нарушается работа логического анализатора. Обычно такие дети отлично ориентируются в бытовой обстановке, но с трудом осваивают школьную программу.

Что же делать родителям неговорящих детей, что нужно развивать в первую очередь пассивную или активную речь. Я считаю, что нужно делать это одновременно. Часто параличи или апраксия не пускают активную речь и требуют большой работы по ее вызову. Пока проводится данная подготовка необходимо активно развивать внутреннюю речь, и лишь соединив две эти сферы мы получим истинную картину мыслительного процесса у ребенка.

А как Вы считаете какая речь важнее внутренняя или внешняя, и как Вам удалось развить обе эти формы?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.