Найти тему
Кинообыватель

Номинант на Оскар «Зона интересов»: банальность зла

«Зона интересов»/The Zone of Interest 2023 года режиссера Джонатана Глейзера один из самых необычных фильмов о войне, которые видела. Вернее, тут даже не о войне, а концлагере Освенцим (Аушвиц), комендантом которого был Герман Хёсс.

Все мы помним «Список Шиндлера» и другие фильмы на эту тему, где был показан весь ад, творящийся в концлагере руками людей в немецкой униформе. В «Зоне интересов» мы не видим массовых расстрелов, того, как людей загоняли в душегубки, в каких условиях жили люди в бараках и прочее. Но впечатление он производит самое зловещее.

Как такое возможно? Посмотрите сами.

Опять вспомнились слова Ханны Арендт, которая писала о процессе над Адольфом Эйхманом для американского журнала. Она выпустила книгу под названием «Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме». Главная идея ее произведения, что массовое уничтожение тех же евреев совершали самые заурядные, обычные люди, вчерашние рабочие, врачи, учителя…

Вот эту «банальность зла» и чувствуешь в «Зоне интересов». С первых же кадров мы видим идиллическую картинку: две семьи с детьми безмятежно отдыхают на берегу озера. Затем мы видим аккуратный дворик, где жена Хёсса Хедвиг (Сандра Хюллер, успевшая сняться в двух номинантах на Оскар: помимо этой, в ленте «Анатомия падения») с любовью и педантичностью выращивает цветочки, деревца, овощи, на территории расположен маленький бассейн с горкой для детей.

-2

И только мельком показанные люди в полосатых робах, дым из душегубок на заднем плане, приглушенные звуки выстрелов, лай собак, стоны и плач людей говорят о том, что за идиллической картинкой образцового немецкого дворика творится что-то ужасное и бесчеловечное. Особенно все это страшно и выпукло слышится на контрасте того, как заботливый отец Хёсс читает своим дочкам на ночь сказки.

Хедвиг периодически приносят вещи из концлагеря, которые она отдает прислуге, что-то хорошее и дорогое отобрано специально для нее. Например, норковая шуба, в кармане которой она находит чью-то губную помаду и красит свои губы. В ее лице ни тени брезгливости, только деловитое отношение – идет ей шуба или не идет?

-3

Помимо этого, в дом привозят пепел, по всей видимости, из печей, где сжигались люди. Для утилитарных целей, в качестве удобрения.

Пишут, что эффект реалити-шоу, будто мы подсматриваем за героями, был создан благодаря тому, что по периметру расставили камеры, которые снимали актеров. А они просто занимались какой-то работой. Отсюда и достоверные крупные планы.

Финальные кадры кинокартины тоже обыденны: пришедшие на работу в музей Освенцима женщины протирают стекла витрин, за которыми находятся горы обуви, среди которой очень много детской. Они напомнили мне картинки из брошюры об Освенциме, которые видела в детстве. Горы очков, человеческих волос разного цвета, горы скелетов, горы одежды, чемоданов…

Фильм выдвинут на четыре номинации премии Оскар. Хоть одну, но получит.

Фильмы о войне, Холокосте, концлагерях:

«Операция «Финал»: как из Аргентины израильский «Моссад» выкрал нацистского преступника

«Гарри Хафт»: реальная история о еврее боксере Освенцима

«Чемпион из Освенцима»: реальная история польского боксера Тадеуша Петшиковского

«Антропоид» и «Холокост – клей для обоев?»: покушение на третьего человека в рейхе и «еврейский вопрос»