Тамара Григорьевна Юфа (1937 г., деревня Колодезная Липецкой области - 2022 г., Петрозаводск).
Заслуженный художник РФ, народный художник Карелии, заслуженный деятель искусств Карельской АССР (1985 г.), лауреат Государственной премии Карельской АССР (1979 г.), Почетный гражданин Петрозаводска.
Учёба
В 1956-1960 годах Тамара Юфа училась в Ленинградском художественно-педагогическом училище. По окончании училища, по распределению, она уехала работать в Карелию. С тех пор вся ее дальнейшая жизнь была связана с этим северным краем.
Ладва
С 1960 года она преподавала в школе в старинном селе Ладва. Несколько лет назад мне удалось там побывать. Место необычайной красоты! Тихо плывущие облака отражаются в спокойной воде, по берегам речки растут высокие заросли иван-чая и стоят задумчивые группы деревянных домов. Жизнь там течет неспешно, без суеты, в слиянии с природой. Рай для художника!
Тамара Григорьевна вспоминала, что, живя в Ладве, как-то раз увидела на болоте тонкую молодую березку, неизвестно как выросшую и за что закрепившуюся, которой не суждено было вырасти. И это было так печально...
Образ березки помог позднее передать душевное состояние красавицы Айно, героини карело-финского эпоса "Калевала", которую хотели выдать замуж за нелюбимого.
Березки есть во многих работах Тамары Юфы. Они привносят ноту нежности и хрупкости в суровую и прекрасную природу Карелии с ее озерами, окруженными устремленными вверх соснами, могучими вековыми валунами - следами когда-то прошедшего ледника.
"Кружевные" работы
Говорят, что все мы родом из детства, и впечатления, полученные в детстве, остаются с нами на всю жизнь.
Мама Тамары Григорьевны занималась плетением елецкого кружева и графические листы дочери примечательны красотой линий, напоминающих кружева и паутинные узоры.
Большое внимание Тамара Юфа уделяла костюмам персонажей своих работ. Одежда всегда богато орнаментирована, но с орнаментами художник обращалась довольно свободно, не заботясь об их этнографической точности. Она талантливо "сочиняла" костюмы и узоры к ним, руководствуясь собственной фантазией и интуицией.
Сама природа полюбившейся Карелии подсказывала композиционные решения, пластический язык. Кроме того, на формирование Тамары Юфы, как художника, повлияло знакомство с народными промыслами: вышивкой, ткачеством, резьбой и росписью по дереву, плетением из бересты.
Все вместе помогло сформировать собственный самобытный стиль. Ее работы очень узнаваемы.
Творческий путь
С 1964 года и до конца жизни Тамара Григорьевна жила в Петрозаводске. Много работала для издательства "Карелия", проиллюстрировала множество книг. Среди них "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", сказки Андерсена, Топелиуса и Перро.
Помимо книжной иллюстрации, она успешно работала как театральный художник, создавала эскизы костюмов и декораций, писала станковые работы.
Калевала
Но, в первую очередь, Тамара Юфа известна своими работами на сюжеты "Калевалы", карело-финского эпоса, выдающегося литературного памятника, руны которого собрал и записал замечательный финский ученый, фольклорист и просветитель, Элиас Леннрот (1802 - 1884).
"Калевалу" иллюстрировали многие замечательные художники. Тамара Юфа увидела "Калевалу" по-своему, прежде всего, как увлекательную поэтическую сказку, открывавшую простор для смелой творческой фантазии и воображения. Руны эпоса дали возможность проявиться ее яркой художнической индивидуальности.
Своим, не похожим на язык других художников, пластическим языком, Тамара Юфа, как никто другой, сумела передать душу эпоса, создать неповторимые образы героев "Калевалы".
Спасибо за прочтение! Если Вам понравилась статья, подпишитесь, пожалуйста, на канал. Это поможет мне развивать его дальше и делиться с Вами другими интересными материалами!