Найти тему
Mychild.app

Этапы развития психики ребенка. Кризисы развития

Кризисы детского возраста — это переходные этапы от одного стабильного периода к другому, характеризующиеся изменением личности ребенка. Эти этапы представляют собой тяжелое переходное состояние на новый уровень — и физически, и психически.

Выделяют следующие кризисы: 1 года, 3 лет, 7лет, 13 лет и 17 лет, границы очень условны, у кого-то скачок происходит раньше, у кого-то — позже.

Общие моменты для всех возрастных скачков: непослушание, протесты, закрытость, резкая смена настроения, раздражительность, агрессивность.

Психологическими особенностями возрастных кризисов детства выступают: перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде и изменение потребностей, движущие его поведением.

В 1 год происходит переход от младенчества к раннему детству. Появляется автономная речь (выражение эмоций словами), ребенок научается ходить и для него расширяется доступное пространство, происходит первое осознание себя (узнают себя в зеркале), формируется представление о себе.

Как проявляется: появляются требовательные интонации, протесты против действий взрослых и привычного режима, интерес ко всему запрещенному, часто громко плачут без слез, становятся непоседливыми, появляются резкие движения: машут руками, топают ногами, замахиваются для удара, бывают назойливыми.

Чтобы смягчить этот период родителям желательно постараться обеспечить бытовую безопасность, обучать самостоятельности, всесторонне развивать (больше время проводите с ребенком , старайтесь занимать его разнообразными играми в течении всего дня), отрабатывайте категоричные запреты с помощью слов «надо» и «нельзя».

В 3 года — потеря непосредственности, переход к дошкольному возрасту. Появляется первичная самостоятельность, выстраивание более сложных отношений, изменяются отношения со взрослыми ребенок пытается определить, при каких условиях родители выходят из себя, что помогает определить рамки, определяющие, что делать можно, а что нельзя, происходит отделение себя от других, осознаются возможности, зарождается потребность в уважении и признании.

Как проявляется: упрямство, вредность, ревность, негативизм, своеволие, отдаление от родителей, патологическая жадность, необоснованная агрессия: кусаются, дерутся.

Чем помочь: Постарайтесь переключать внимание ребенка, не навязывать помощь, ругать конструктивно только за конкретное действие, сделанное здесь и сейчас, четко объясняя за что.

В 7 лет — освоение школы. Появляется осознание собственных переживаний, новой социальной роли, произвольность и опосредованность поступков. Ребенок не слушается, не воспринимают критику, отказывается играть с детьми которые младше, стремится скорей стать взрослым, подражает старшим, осознанно обижает окружающих. Осваивает новые правила школьной жизни, происходит развитие операционально-технической сферы,приобретается значимость, учебная деятельность, развивается саморегуляция.

Чем помочь: предоставлять право выбора, смена игровой деятельности на учебную должна происходить постепенно, не критикуйте взрослых в присутствии ребенка, поощряйте общение со сверстниками, не сравнивайте с другими детьми, четко и корректно указывайте на совершенные ошибки, интересуйтесь школьной жизнью и помогать в решении проблем.

В 13 лет — подростковый период-гипертрофированное чувство взрослости. В этом периоде на первый план выходит общение со сверстниками, развивается самосознание — внутреннее ощущение себя как индивидуальности, составляются жизненные планы, происходит осознание своего места в обществе.

Проявление: вспыльчивость, импульсивность, враждебность, конфликтность, нарушения дисциплины, правил, стремление к изоляции, замена реального общения виртуальным, снижение успеваемости в школе, повышенная чувствительность к критике. Постарайтесь поддерживать доброжелательные, доверительные отношения, искать компромиссы, общие увлечения, вовлекать в обсуждение семейных планов, давайте возможность высказаться, учитывать их мнение, интересоваться их жизнью, делегировать ряд обязанностей как выражение доверия; не требовать немедленного выполнения просьбы: давать время на обдумывание, контролировать круг общения.

В 17 лет — начало ранней юности, профессиональное и личностное самоопределение.

Общие рекомендации воспитания детей в возрастные кризисы: обеспечьте режим дня, уделяйте детям больше внимания, интересуйтесь их жизнью, не идите на поводу, не наказывайте физически, объясните всем членам семьи, что система воспитания должна быть единой, старайтесь не повышать голос, на собственном примере продемонстрируйте корректное поведение.