Примечание.
Автор публикации осуждает любые проявления нацизма, в том числе символику. Все картинки взяты из открытых источников и показаны с целью раскрыть исторический контекст.
Публикация из подборки:
Начало
«Гитлерюгенд» была устрашающей и могущественной организацией, но это был лишь один из многих способов, с помощью которых нацисты захватили умы немецкой молодежи.
Многие считают нацистов самой зловещей политической партией всех времен, и с этим трудно поспорить. Движимые пылкой верой в превосходство арийской расы, они превратили Германию в фашистское государство и совершили одно из самых страшных преступлений в истории человечества: Холокост.
Нацисты намеревались, чтобы их идеология жила веками, поэтому молодые люди были важной частью их долгосрочного плана. Заражая систему образования нацистской пропагандой и создавая такие организации, как «Гитлерюгенд», они внушали молодому поколению идеологию, захватывая его умы мощными образами и вдохновляющей риторикой.
Жизнь в Гитлерюгенде
Еще в 1925 году Гитлер подчеркнул важность физических упражнений в своей книге. Он считал, что сильное тело является основой сильного духа и что физическое развитие является делом государства, а не отдельного человека.
Гитлерюгенд применил эти принципы на практике. Целью организации было превратить мальчиков в солдат, которые будут сражаться на стороне нацистов. Мальчики из «Гитлерюгенда» много занимались физической активностью, работая над своей формой и развивая чувство товарищества. Такие виды деятельности, как походы и кемпинги, дополняли такие виды спорта, как бокс, плавание и бег.
Мальчики из Гитлерюгенда также смотрели нацистские пропагандистские фильмы. В этих фильмах были показаны молодые люди, которые соревновались по легкой атлетике, обучались маршировать, работали на свежем воздухе, поднимались в горы и пользовались таким снаряжением, как карты, компасы, винтовки и гранаты.
Тем, кто не вступал в «Гитлерюгенд», могли отказать в аттестате об окончании школы, что лишило бы их возможности продолжить обучение или устроиться на работу. Это подтолкнуло родителей к тому, чтобы их ребенок присоединился к Гитлерюгенду, и к 1939 году число организации составило чуть менее девяти миллионов .
Наряду с идеологической обработкой подростков существовало еще одно подразделение Гитлерюгенда, ориентированное на мальчиков младшего возраста, которые присоединились к организации, когда им было всего десять лет.
Промывание мозгов девушкам Германии
Женский аналог Гитлерюгенда назывался Союзом немецких девушек. Эта организация промывала девочкам мозги, заставив их поверить в то, что они должны быть здоровыми и плодовитыми домохозяйками, воспитывающими следующее поколение. Физическое воспитание снова стало первостепенным, с особым упором на легкую атлетику и гимнастику. Это привело к напряженности внутри организации, поскольку некоторые считали, что девушки становятся маскулинизированными.
Помимо физических упражнений, девочки принимали участие в домашней и сельскохозяйственной работе, в том числе в Женской службе труда. Этот шестимесячный период работы в сельскохозяйственном или домашнем секторе стал обязательным в 1939 году. Девушки также посещали политические митинги и встречи с членами Гитлерюгенда и развлекали толпу пением на фестивалях в Германии.
Как и в Гитлерюгенде, существовало и младшее подразделение, которое позволяло девочкам вступать в организацию, когда им было десять лет.
Нацистская пропаганда в школе
Даже те, кому удалось вырваться из лап молодежных организаций, не могли бесконечно уклоняться от нацистской пропаганды.
Школы стали центрами идеологической обработки: дети столкнулись с нацистской пропагандой еще до того, как открывали учебник. На школьных зданиях и детских площадках были вывески со свастикой, портреты Гитлера и нацистские флаги.
Хотя некоторые предметы, такие как математика и физика, не слишком изменились, другие претерпели существенные изменения. На уроках биологии учителя подчеркивали расовую чистоту, противопоставляя превосходство арийского ребенка (часто изображаемого со стереотипно светлыми волосами и голубыми глазами) над членами еврейской общины. Учителя советовали девочкам быть избирательными в отношении своих партнеров, призывая их сохранять чистоту родословной и избегать межрасового размножения.
Как и нацистские молодежные организации, школы придавали большое значение физическому здоровью. В 1934 году нацисты вернули график тренировок три урока в неделю (ранее отмененный при Веймарской республике). Помимо укрепления здоровья детей, физическое воспитание было также призвано научить мальчиков лидерским качествам и привить мальчикам менталитет солдата.
Что касается предметов, основанных на эссе, студенты должны были писать на такие темы, как место Гитлера в истории, неполноценность евреев или про писателя Хорста Весселя, сторонника нацистов, который стал мучеником после того, как был убит коммунистами. Уроки географии также были омрачены нацистской пропагандой: в учебниках особое внимание уделялось геополитике, экспансии германских племен на протяжении всей истории и немецкому превосходству.
Чтобы обеспечить соблюдение своих принципов в классе, нацисты очистили систему государственных школ от учителей-евреев и тех, кто был политически против нового режима. Но большинство учителей безропотно согласилось с изменениями. Действительно, учителя вступали в нацистскую партию в большем количестве, чем представители любой другой профессии.
В 1937 году нацисты еще больше расширили свою образовательную программу, основав Школы Адольфа Гитлера. Эти учреждения были исключительными и избирательными. Потенциальные студенты должны были сдать вступительный экзамен, который проверял их суждение, осмысление и изобретательность. Когда процесс отбора был завершен, основной целью этих школ было развитие лидерских качеств своих учеников.
Сожжение книг и высшее образование
Нацификация высшего образования прошла на удивление легко, поскольку множество молодых людей поддерживали нацистов до их прихода к власти в 1933 году.
Возглавляемая Йозефом Геббельсом, нацистская пропагандистская машина нацеливалась на молодежь Германии, изображая себя свежей, устремленной в будущее партией, которая могла бы сбросить с страны оковы Веймарской республики. Наряду с традиционными методами пропаганды, такими как плакаты и брошюры, нацисты передавали свое послание через современные средства массовой информации , используя такие инструменты, как фильмы и радиопередачи, чтобы обратиться к молодежи Германии.
Нацисты подчеркивали свою любовь к Родине и сохранение нации. Эти патриотические ценности резко контрастировали с риторикой умеренных политиков Германии, которые часто акцентрировали внимание на экономических проблемах страны. Другими словами, нацисты позиционировали себя как гораздо более оптимистичную партию, очаровывающую молодые умы захватывающим чувством цели.
В 1933 году общенациональные сожжения книг пролили свет на то, насколько популярной была поддержка нацистов среди студентов. Действительно, это позорное мероприятие было организовано Немецкой студенческой ассоциацией, которая хотела очистить академические круги от книг, противоречащих принципам национал-социализма. Сюда входили книги евреев, либералов, пацифистов и иностранцев.
Во время сожжения книг в Берлине Геббельс обратился к собравшимся студентам, призвав их проявить смелость перед лицом смерти и принять новый дух Германии. Аналогичные сожжения книг происходили по всей стране, особенно в городах, где есть университеты.
Как и студенты, которых они учили, многие профессора были разочарованы неудачами Веймарской республики и приветствовали приход к власти нацистов. Те немногие профессора, которые выступали против политики Третьего рейха, рисковали потерять работу. Еврейских профессоров просто увольняли со своих постов.
Хрустальная ночь
Хрустальная ночь или Ночь разбитых витрин стала еще одним ключевым событием, продемонстрировавшим идеологическую власть нацистов над молодежью. Это произошло 9 ноября 1938 года, и насилие продолжалось до следующего дня.
Мероприятие было задумано как спонтанная акция против еврейской общины, но на самом деле оно было скоординировано нацистской партией. С помощью «коричневорубашечников» (военизированного крыла нацистской партии) Гитлерюгенд атаковал здания, принадлежащие еврейской общине, такие как синагоги и предприятия, принадлежащие евреям. Они даже оскверняли кладбища и врывались в еврейские дома.
Службы правопорядка не сделали ничего, чтобы остановить насилие, позволяя членам Гитлерюгенда продолжать свои разрушения. Около 1000 синагог были сожжены или повреждены, а 7500 предприятий были разграблены. Тысячи мужчин-евреев были арестованы и отправлены в концентрационные лагеря. Оставшимся евреям пришлось самостоятельно разбирать завалы.
Хрустальная ночь стала переломным моментом. После этого события нацисты приняли антисемитские законы, требующие передачу собственности, принадлежавшей евреям, арийцам. Другие законы запрещали евреям работать и пользоваться общественным транспортом. Еврейских детей также забрали из школ.
Молодежные группы сопротивления в нацистской Германии
Молодежные группы , находящиеся вне влияния нацистов, не только не увеличились в размерах, но и вовсе прекратили свое существование. Католические группы, например, были распущены в 1939 году.
Однако некоторые молодые люди все же дали отпор нацистам. В Мюнхенском университете студенческая организация, известная как «Белая роза», выступала против фашистского режима. Сформированная в 1942 году организация состояла из студентов и профессора, которые восстали против нацистов путем распространения листовок. Эти листовки подчеркивали преступления нацистской партии и призывали людей к сопротивлению.
Другие известные группы сопротивления включали «Leipzig Meuten», вдохновленную коммунистами, и «Пиратов Эдельвейса», которые выходили и вступали в драки с Гитлерюгендом. Быть членом этих организаций было рискованно, так как могло повлечь за собой арест гестапо и заключение в концентрационный лагерь.
Денацификация после Второй мировой войны
Скорость, с которой нацистам удалось осуществить эти изменения, была пугающей. Они находились у власти всего двенадцать лет, но произвели полную революцию в образовании молодежи, нацифицировав школы и создав фашистские молодежные организации.
К счастью, эти изменения не были постоянными. В условиях оккупации союзников процесс денацификации проник во все аспекты Германии. Но не все были довольны этими изменениями. Молодые люди, помнящие экономические трудности Веймарской республики, протестовали против демократизации.
В то же время они не могли игнорировать недостатки Третьего рейха. Революционные принципы, продвигаемые нацистами, оказались пустыми и обманчивыми после поражения Германии во Второй мировой войне. Молодые люди, далекие от политической активности, после поражения нацистов стали все больше разочаровываться в политике.