Плановая дата запуска – 1 октября 2024 года
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин послал письмо на имя председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной с просьбой рассмотреть возможность использования белорусских правил определения тарифов на автогражданку при интеграции этого вида страхования, сообщают «Известия».
История вопроса:
В своем ответе руководство ЦБ РФ сослалось на модельный закон «О системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Союзного государства», принятый постановлением парламентского собрания Союза Беларуси и России в июне прошлого года.
«Порядок установления страховых тарифов по договорам страхования в рамках системы страхования Союзного государства устанавливается законодательством государства-участника по месту регистрации транспортного средства, в отношении которого заключается договор страхования в рамках системы страхования Союзного государства», – говорится в ответе Центробанка.
При оформлении единой страховки российским автомобилистам стоимость полиса будет рассчитываться по тарифам и правилам, предусмотренным при заключении российского договора ОСАГО. Автовладельцы Белоруссии будут покупать такой полис по тарифам на автогражданку, действующим в их стране.
По модельному закону, отмечают в ЦБ, «страховые выплаты и размеры страховых сумм определяются в соответствии с законодательством об обязательном страховании государства-участника, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие».
В пресс-службе ЦБ пояснили изданию, что страховой полис предусматривает покрытие страховых случаев на всей территории Союзного государства либо только на территории государства регистрации транспортного средства – по выбору страхователя.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) ранее говорили, что единый полис появится осенью этого года. Теперь названа плановая дата запуска единого полиса – 1 октября 2024 года.
– При этом у каждой страны будут свои тарифы на ОСАГО и на расширение на другую страну, – рассказали в пресс-службе РСА «Известиям».
Тарифы автогражданки и размер выплат в России и Белоруссии сильно отличаются, подсчитали в НАС. В России автомобилист старше 25 лет со стажем более двух лет, с КБМ 0,68 (шесть лет безаварийного стажа) заплатит за ОСАГО для Kia Rio от 9100 до 13 866 рублей. В Белоруссии он при схожих вводных данных приобретет полис ОСГОВТС за €28,32 (2840 рублей).
Лимиты по выплатам в России составляют до ₽400 тыс. при ущербе автомобилю и другому имуществу, до ₽500 тыс. в случае причинения вреда жизни и здоровью людей. В Белоруссии лимит на ущерб имуществу потерпевшего составляет €10 тыс., что эквивалентно ₽1 млн. Лимит по жизни и здоровью потерпевшего составляет также €10 тыс., из них не более €4 тыс. (₽400 тыс.) на возмещение расходов, связанных с погребением погибшего.
– Получается, что в этом случае при прочих равных условиях российский автолюбитель заплатит за страховку $120-150, а белорусский – $30-35. Такое положение дел имеет мало общего с понятием «единый полис». Выходит, что попасть в ДТП в Белоруссии «выгоднее», чем в России. Там лимит выплат по «железу» эквивалентен почти 1 млн рублей, в то время как у нас он ограничен на уровне 400 тыс. рублей. Тут также возникают вопросы относительно «единства», – заявил Антон Шапарин «Известиям».
В пресс-службе ЦБ РФ отметили, что для реализации проекта единого полиса понадобится внести ряд изменений в законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации.
Единая российско-белорусская страховка в первую очередь будет выгодна автомобилистам, которые регулярно ездят в соседнюю страну, уверен член общественного совета МВД РФ Игорь Моржаретто. С ее появлением им не придется каждый раз оформлять отдельный полис.
– Надо понимать, что единая страховка будет добровольной. Она будет востребована прежде всего у жителей приграничных регионов, а автомобилистам, например, из Иркутской области она вряд ли понадобится, и вряд ли они ее будут оформлять. Сейчас идет процесс согласования и утверждения отдельных нюансов и правил, однако уже понятно, что при ее появлении каждый «останется при своем», – заявил «Известиям» Игорь Моржаретто.
Напомним, в марте 2024 года ожидается запуск проекта по внедрению краткосрочных полисов ОСАГО. По таким полисам устанавливается свободный тариф. Если система заработает, и проблем с тарификацией не будет, то можно будет вводить индивидуализацию стоимости ОСАГО для всех видов договоров. LR