Легко ли найти тревожные признаки душевных болезней у любимых героев? Как нам не пропустить такие же вещи в реальной жизни?
По праву "Служебный роман" - любимое кинопроизведение миллионов наших сограждан. Репликами из этого фильма разговаривает не одно поколение, а главное, что в плане психологии и отношений фильм не устаревает, даже приобретает новые оттенки и смыслы. Классические вопросы: «А все ли там у режиссёра Рязанова в норме? Или есть такие, кому давно пора на приём записаться? Кто там самый нормальный, а кто явно ку-ку?».
Давайте разбираться:
КАЛУГИНА ("НАША МЫМРА").
В образе Алисы Фрейндлих сразу обращают на себя внимание два момента: 1) резкий скачок в отношении к своей внешности (от полного равнодушия к стилю до полного погружения «в моду») 2) по её собственному рассказу, избавилась от всех подруг после неудачной истории отношений.
Скорее всего именно травматичный опыт отношений (неудача с предыдущим партнёром) привёл к тотальному недоверию и некой общей «заморозке» в плане личной жизни. Весьма вероятно, что с развитием семьи после завершения событий, показанных в фильме, произойдёт плавное «усреднение» ее внешнего вида (нормализация между двумя крайностями), частичное восстановление или появление новых подруг для более гармоничной жизни и общения.
В целом, Калугина, учитывая ее социализацию, карьеру и нормальный опыт человеческих отношений - вполне себе «норм». Вне зоны риска.
НОВОСЕЛЬЦЕВ (АНАТОЛИЙ ЕФРЕМОВИЧ).
У героя Андрея Мягкова существенно больше темных пятен. Сразу обращают на себя внимание вспышки гнева, некоторые формы асоциального поведения (вплоть до рукоприкладства), возможность злоупотребления спиртным. Он - тихий, скромный и застенчивый, местами довольно директивно и даже тиранически звучит, неоднократно нарушает правила приличия и порядок. Из фильма мы выясняем, что его то ли бросила, то ли он сам «отобрал» двоих сыновей у предыдущей жены.
Объективно говоря, данных и событий в картине мало, чтобы верно определить особенности его личности, возможность наличия патологии или существенных проблем. «По хардкору» тут может быть, зависимость и даже, например, асоциальное расстройство личности. Требуется внимание в динамике, психодиагностика и детальная консультация.
РЫЖОВА (ОЛЯ).
Нас могут сбить столку обстоятельства ее брака и несчастливой любви с Самохваловым. Мол, судьба так сложилась. Очень важно, что она обоих мужчин по какой-то причине сама выбрала: свой брак и эти вот отношения институтские с неразделенной любовью. В фильме её заискивающее, навязчивое поведение и явно не взаимное влечение обращает на себя внимание сразу. Что явно говорит в пользу существующих особенностей личности. Тут есть проблемы, которые можно и нужно решать. Героиня, увы, склонна к созависимым отношениям, застревает в травмирующих ситуациях, демонстрирует мазохистические наклоности. Многое из того, что она переживает и ещё переживет - следствие ее собственных особенностей. Изменить тут можно что-то, только если она сама этого захочет, и решится на это.
САМОХВАЛОВ (ЮРИЙ).
Из того, что нам демонстрируют о нём в фильме, формируется один из самых условно нормальных и устойчивых образов в картине. В фокусе его внимания карьера, процветание и благополучие семьи, сохранение и восстановление ресурса (он чётко ставит перед собой цели, а потом «отдыхает от вчерашнего»). По нескольким эпизодам видно, что жена его - человек такого же плана. Силовик, разведчик или дипломат с таким уровнем самоконтроля, дисциплины и обаянием точно вышел бы из Юрия Самохвалова хороший.
Другое дело, что по-человечески персонаж Олега Басилашвили - не порядочный и противный мужик. Но это уже совсем не профессиональные и не психологические категории. Мне к слову, ещё в детстве, было приятно, когда ему съездил Мягков по физиономии)). А вам?
Ps если материал соберёт много откликов и вам будет интересно - разберу оставшихся персонажей этого замечательного фильма.