Найти в Дзене

«А стройотряды уходят дальше. А строй гитары не терпит фальши…»

Часть 2. Традиции первых ССО продолжили политехники семидесятых годов. Они значительно расширили географию работ, побывав на стройках Астраханской области, Дагестана, Карелии, Молдавской ССР, Сахалина. Важной страницей в истории ССО ТулПИ стало их участие в строительстве сооружений в братской Чехословакии. Кандидат технических наук, доцент кафедры САУ, заместитель начальника Учебно-методического управления Владимир Михайлович Самохвалов в 1972 году был комиссаром сборного ССО «Дружба». Состоял он только из парней. Ребята трудились в городе Липтовски-Микулаш в Среднесловацкой области ЧССР — прокладывал дорогу в Татрах, соединяющую город и завод. Бойцам приходилось киркой снимать 20-сантметровый слой каменного основания, а потом заливать полость бетоном. Жили студенты в многоэтажке, занимали целых три этажа. А на других этажах размещался женский словацкий отряд. Девчонки выполняли отделочные работы. — Относились к нам очень хорошо! Один только факт, что мы проживали и трудились бок о бок

Часть 2. Традиции первых ССО продолжили политехники семидесятых годов. Они значительно расширили географию работ, побывав на стройках Астраханской области, Дагестана, Карелии, Молдавской ССР, Сахалина.

Важной страницей в истории ССО ТулПИ стало их участие в строительстве сооружений в братской Чехословакии.

Кандидат технических наук, доцент кафедры САУ, заместитель начальника Учебно-методического управления Владимир Михайлович Самохвалов в 1972 году был комиссаром сборного ССО «Дружба». Состоял он только из парней. Ребята трудились в городе Липтовски-Микулаш в Среднесловацкой области ЧССР — прокладывал дорогу в Татрах, соединяющую город и завод. Бойцам приходилось киркой снимать 20-сантметровый слой каменного основания, а потом заливать полость бетоном.

Жили студенты в многоэтажке, занимали целых три этажа. А на других этажах размещался женский словацкий отряд. Девчонки выполняли отделочные работы.

— Относились к нам очень хорошо! Один только факт, что мы проживали и трудились бок о бок со словацкими стройотрядовцами, говорит о многом, — подчёркивает Владимир Михайлович. — После окончания работ для нас организовали туристическую экскурсию в Верхние и Нижние Татры. А ещё мы приняли участие в Фестивале словацких стройотрядов.

Владимир Михайлович Самохвалов был награждён знаком «За трудовые успехи» Центрального Комитета Чехословацкого Союза Молодёжи ЧССР.

Выпускник машиностроительного факультета Тульского политехнического института, подполковник в отставке, в прошлом начальник отдела АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова» Владимир Анатольевич Трещев в 1971 году был бойцом, а в 1972-м комиссаром ССО «Темп-3».

Работали ребята в посёлке Центральный Актюбинской области (Казахстан). Строили жилые дома, коровники, арыки, бетонировали силосные ямы, делали зерновые токи.

В 1973-1974 годах Трещёв был комиссаром Новороссийского районного штаба, который располагался в городе Хромтау Актюбинской области.

— ССО, на мой взгляд, это в упрощённом виде коммуны. То место, где от каждого по способностям и с полной отдачей сил, — делится Владимир Анатольевич. — За день или за два до отъезда у нас всегда проводились открытые общие собрания, на которых решалось, кто сколько получит. Всё было по-честному.

Студотрядовская жизнь, признаётся Трещёв, помогла ему понять, на что он способен, ну и, конечно же, дала возможность заработать денег. Средняя зарплата бойца была тогда в районе тысячи рублей. На такие деньги можно было купить стенку и мягкую мебель. Хватало и на мотоцикл «Ява», который в те годы пользовался особой популярностью у молодёжи. Сам же Владимир Анатольевич старался помочь маме.

— Может быть, целина и не вправляла мозги, как та же армия. Но именно она способствовала моему становлению как мужчины и человека, — говорит он. — Ну и безусловно, дружба, умение общаться с людьми. Со многими ребятами я сохранил тёплые отношения…

Ежегодно накануне Дня строителя, продолжает Владимир Анатольевич, в Хромтау приезжали делегации от каждого стройотряда. На городском стадионе проводилась своего рода мини-олимпиада с довольно разнообразной программой, включающей в себя спортивные соревнования, выступления агитбригад, студенческих театров эстрадных миниатюр, награждение наиболее отличившихся. Конечно же, такие мероприятия сближали бойцов.

После опубликования постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развития сельского хозяйства Нечернозёмной зоны РСФСР» центр работ был перенесён на тульскую целину.

В 1972 году 86 студентов, объединённые в четыре отряда механизаторов, убрали сено с 1500 гектаров и зерно с 10 тысяч гектаров.

В 1973 году, работая в 216 колхозах и совхозах области, молодые политехники убрали урожай картофеля с площади 3115 гектаров, а свёклы — 1364 гектара, собрали 1054 тонн яблок, 1064 тонны овощей, почти 45 тысяч тонн зерна.

В 1974 году на машиностроительном факультете Тульского политехнического института появился ССО «Корчагинец».

Его бойцы заменили в Туле все старые трамвайные пути, выложили развязку и кольцо в посёлке Басово. Фронтом работ «Корчагинца» были Зареченский, Пролетарский и Советский районы нашего города. Это более 50 километров трамвайных путей.

В 1975 году численность строительных отрядов составляла 1500 бойцов.

В том же году в вуз поступил младший брат Владимира Анатольевича Трещева — будущий доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Строительство, строительные материалы и конструкции» Института горного дела и строительства ТулГУ Александр Анатольевич Трещев.

Он не без гордости вспоминает, как строительный отряд «Вятичи», в котором он трудился, своими достижениями порой затмевал и гремевший на весь вуз машфаковский «Корчагинец». Именно «Вятичи» застроили часть Белёвского района и возвели дома для Белёвского райисполкома.

— Все три года, что работал в отряде, получал хорошую зарплату. Но и трудились мы с ребятами ударно! — говорит Александр Анатольевич. — Это была хорошая школа жизни. Я и сейчас храню областные газеты того времени, в которых о нас писали.

С 1976 года в вузе решили создать студенческие отряды по ремонту общежитий института и строительству трамвайных линий. Отряд факультета тяжёлого машиностроения в течение каникул капитально отремонтировал общежитие № 7, а строительный отряд в короткий срок проложил городскую трамвайную линию от остановки «Кольцо» до остановки «Подземгаз».

В 1977 году в Тульском политехническом институте был создан объединённый подготовительный штаб ССО.

Летом 1978 года студенты строительных отрядов работали на 135 объектах Тульской области и выполнили строительно-монтажные работы на сумму более 5 миллионов рублей. Поддерживая почин отряда «Темп-2», ребята отремонтировали на селе 33 школы, передали школьным библиотекам 1574 экземпляра школьных книг, оформили 184 стенда наглядных пособий.

В том же 1978 году впервые был сформирован кормодобывающий механизированный отряд «Прогресс». Он заложил 14 тысяч тонн силоса. А в 1979 году такие отряды появились на всех факультетах.

Доктор технических наук, профессор Михаил Васильевич Грязев (1961-2024), в течение 15 лет занимавший пост ректора Тульского государственного университета, был активно вовлечён в стройотрядовское движение ТулПИ.

Бойцом отряда «Мицар» факультета САУ он стал после окончания первого курса, в 1979 году.

Работали ребята в Чернском районе Тульской области, в деревнях Выползово, Юрово и других. Строили общежитие, свинарник, коровник.

В следующем году в составе того же отряда Грязев снова выезжал в Чернский район.

В 1981 году Михаил Васильевич был избран комиссаром отряда им. Г.А. Агеева факультета САУ. Студенты строили дорогу в том же Чернском районе.

В 1982 году Грязев встал во главе этого отряда. С командира и спрос другой, и ответственность огромная. Отряд был задействован на строительстве базы отдыха Конструкторского бюро приборостроения в Венёвском районе.

— Что дала мне стройотрядовская жизнь?.. Да много чего! Ты берёшь на себя обязательство, выполняешь его, осознаёшь важность той работы, которую делаешь. Становишься настоящим человеком! — делился Михаил Васильевич. — Могу сказать, что деньги — это не самое главное в стройотрядах. Хотя они, конечно же, имели значение. Важнее, на мой взгляд, идеологическая составляющая. Мы в футбол с деревенскими ребятами играли, различные соревнования и фестивали организовывали, дискотеки устраивали, то есть культурно-массовую работу проводили. И за воинскими захоронениями, которые в тех местах располагались, всегда ухаживали. И такое не забывается!

Выпускник механико-технологического факультета, инженер-технолог первой категории обособленного подразделения «Щегловский вал» АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова» Андрей Владимирович Крикунков бойцом ССО «Целина» стал в 1979 году, после окончания первого курса. Двигало им, признаётся он, желание проверить себя на прочность и подзаработать денег.

Предварительно вместе с другими ребятами прошёл курсы по технологии ремонта и укладки рельсов, которые вёл преподаватель политеха. После обучения сдал экзамен и получил удостоверение государственного образца «Монтёр железнодорожных путей второго разряда».

Бойцами отряда «Целина» были студенты из разных групп и с разных курсов механико-технологического факультета. Трудились они в районе деревни Чернятино Ефремовского района. Ремонтировали и строили подъездные пути к Ефремовскому глюкозно-паточному комбинату.

Работа, рассказывает Андрей Владимирович, была очень тяжёлой. Из подручных инструментов — лом, лопата и нивелир.

Если рельсы проседали или искривлялись, то их выравнивали по горизонту с помощью нивелира.

Процесс укладки пути был довольно трудоёмким.

Сначала на определённом расстоянии друг от друга раскладывали шпалы. Сверху размещали специальные прокладки и устанавливали на них, тоже на стандартном расстоянии друг от друга, пару рельсов. Затем через эти прокладки рельсы «пришивали» к шпалам. Потом на домкратах приподнимали рельсы вместе со шпалами, называлась такая конструкция решёткой, и насыпали подушку из щебёнки. Ну и наконец, подбойками загоняли щебёнку под шпалы.

С понедельника по субботу включительно работали по 12 часов. И только в воскресенье до обеда. И в этот единственный короткий трудовой день студенты с огромным удовольствием играли в футбол с деревенской командой. Романтика и молодой задор!

Жили бойцы в строительных вагончиках. Кормили их в столовой Путевой механизированной колонны. В баню на помывку вывозили в Ефремов.

— У нас был очень дружный коллектив! Стройотряд научил меня ценить труд и не бояться никакой работы. А ещё он помог мне стать выносливым. И это время я вспоминаю с огромной благодарностью! — делится Андрей Владимирович. — Да и зарабатывал я там неплохо. После каждой стройотрядовской смены что-то покупал себе — то катушечный магнитофон, то стереопроигрыватель… Ну а остальные деньги отдавал маме.

В начале восьмидесятых была сдана в эксплуатацию первая очередь Ефремовского химического завода. На этой памятной комсомольской стройке успешно трудились 12 комсомольско-молодёжных коллективов. Немалый вклад в ускорение сдачи объектов внесли студенческие строительные отряды Тульского политехнического института.

Студотрядовское движение тех лет — это трудовые победы на родной Тульской земле, в разных уголках нашей страны, в Чехословакии. И конечно же, имена, которые навсегда останутся в истории Тульского государственного университета.

У Геннадия Васильевича Панфилова (1948-2021) из 10 выездов 9 в качестве командира отряда. Был награждён нагрудным знаком ЦК ВЛКСМ «За активную работу в студенческих отрядах», значком ЦК ВЛКСМ «Мастер-умелец», памятным знаком «Ветеран ССО ТПИ».

9 выездов — таков целинный стаж Михаила Витальевича Ушакова. Был рабочим-строителем, мастером, командиром отряда. Трудился в Тульской области и Казахстане.

Алексей Петрович Никифоров, в течение 11 лет возглавлявший механико-технологический факультет, за 8 целинных смен прошёл путь от бойца до командира отряда и командира зонального отряда. Был награждён знаком ЦК ВЛКСМ «За активную работу в студенческих отрядах».

Владимир Андреевич Могильников в свою первую целину был бойцом ССО «Везувий». Трудился в Тульской области. Четыре последующие его целины были связаны с Актюбинской областью Казахстана. В составе отряда «Скиф» работал мастером, а отряда «Коммунар» — бригадиром, бойцом, мастером отряда. В 1972 году был удостоен звания «Лучший боец ССО».

Четыре раза выезжали на стройки Тульской области Сергей Игоревич Соловьёв (ССО «Коммунар», «Технолог», Витязь»), Виталий Юрьевич Анцев (ССО «Технолог») и Дмитрий Александрович Малахов (ССО «Мицар»).

Три года подряд работал в качестве бойца ССО им. Павла Корчагина на ремонте трамвайных путей Дмитрий Александрович Дехтяр.

Три выезда у Николая Сергеевича Тархова (ССО «Атлант», «Левша», «Факел»). Занимался телефонизацией сельской местности, ремонтом строений сельскохозяйственного назначения и объектов вуза.

В городе Гагарин Смоленской области в 1977 и 1978 годах трудился боец ССО «Тула» Александр Виленинович Сатаров.

Школу стройотрядовской жизни прошли Сергей Тихонович Лашнев (1951 – 2008), Сергей Михайлович Бочаров, Виктор Алексеевич Власов, Игорь Михайлович Лавит и многие другие представители нашего вуза.

В статье использованы материалы из книг «Кузница инженерных кадров» и «Планета — целина».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Татьяна Крикункова

Фото из личного архива А.В. Крикункова