Город Афины встал в ряды символов Греции, прежде всего благодаря своему знаменитому Акрополю, который стал неотъемлемой частью образа страны. Это место не только представляет собой уникальный археологический комплекс, где сохранились культовые сооружения и знаменитый Пирейский порт, но и является своеобразной "книгой времени", документирующей историю Греции лучше, чем у многих других греческих городов-государств.
Афины, начавшие свой путь как небольшая община в рамках микенской цивилизации примерно в 1700 году до н.э., превратились в метрополию, связанную с развитием демократии, философии, науки, искусства и многих других аспектов культуры и цивилизации. В 480 году до н.э. город был сожжен в результате персидского вторжения, но благодаря усилиям государственного деятеля Перикла (495-429 до н.э.) был восстановлен и превратился в сверхдержаву античного мира.
После Второй Пелопоннесской войны в 404 году до н.э. Афины временно уступили лидерство Спарте, но вновь вернулись к своему влиянию. Даже после завоевания города Филиппом II Македонским в 338 году до н.э. Афины оставались важным культурным и политическим центром.
После присоединения к Римской империи в 31 году до н.э. Афины сохраняли свою значимость, став провинцией Рима и пользуясь популярностью у римских императоров, в частности у Адриана (117-138 н.э.), который вложил средства в их благоустройство. Афины также стали важным центром христианского богословия после проповеди апостола Павла в этом городе, описанной в Книге Деяний.
После падения Константинополя под власть Османской империи в 1458 году, Афины вошли в период упадка, который продолжался до XIX века. Однако, после обретения Грецией независимости от Османской империи в 1821 году, правительство сосредоточило усилия на восстановлении и сохранении исторических памятников, таких как Парфенон и Афинская агора. Сегодня Афины являются столицей Греции и одним из самых популярных культурных центров в мире.
Ранние поселения и легенды
Сведения о жилищах на территории Акрополя и в окрестностях агоры Афин относятся к неолитическому периоду. Развитая культура появилась около 5000 года до н.э., а, возможно, и около 7000 лет до нашей эры.
По легенде Посейдон ударил своим трезубцем о скалу, и вода хлынула из-под земли. Он обещал жителям, что они больше не будут страдать от засухи. Затем Афина воткнула в землю семя, из которого выросло оливковое дерево. Люди посчитали оливковое дерево более ценным, чем воду, и выбрали Афину своей покровительницей, а город получил ее имя. Ученый Робин Уотерфилд отмечает, что этот миф, возможно, отражает древние исторические события. Древнегреческое название "Афины" является множественным числом, так как ранее здесь существовали несколько деревень, объединившихся под покровительством богини. Если главным богом одной из этих деревень был Посейдон, то миф указывает на то, что Афина одержала верх. Впоследствии этот миф использовался для обоснования вторичного положения женщин в афинском обществе.
Поскольку земля Афин не обладала благоприятными условиями для сельского хозяйства, город обратился к торговле, в основном к морской, через Пирейский порт. В начале микенской эпохи по всей Греции возникали массивные крепости, и Афины не были исключением. На Акрополе до сих пор можно увидеть остатки микенского дворца. В "Илиаде" и "Одиссее" Гомера микенцы изображаются как могущественные воины и мореплаватели, занимающиеся обширной торговлей в Эгейском и Средиземноморском регионах.
Около 1200 года до н.э. народы моря напали на греческие острова Эгейского моря с юга, а дорийцы вторглись на материковую Грецию с севера. Народы моря захватили Аттику, но дорийцы обошли Афины стороной, что позволило микенской культуре сохраниться. После этих вторжений наступил период распада, но афиняне утверждали свой особый статус, продолжая говорить на ионийском диалекте и сохраняя более древние обычаи, чем соседи.
Солон и закон
В древних времена богатые аристократы не только владели землей, но и оказывали значительное влияние на греческое правительство. Со временем более бедные землевладельцы оказались в подобии рабства из-за долгов перед состоятельными гражданами. В этой обстановке отсутствовала согласованность между различными законами города. В 621 году до н.э. государственный деятель Дракон составил первую серию законов для решения этих проблем, но они были признаны чрезмерно строгими, так как предусматривали смертную казнь за множество нарушений. В результате великий законодатель Солон был призван внести изменения и пересмотреть их. В 594 году до н.э. Солон, будучи аристократом, ввел ряд законов, направленных на уравнивание политической власти граждан, что заложило основы афинской демократии.
Солон также приложил усилия к тому, чтобы сделать полис Афины не только более справедливым, но и более процветающим. Он легализовал проституцию и обложил ее налогом как на отдельных проституток, так и на публичные дома. Афины были популярным торговым центром, и поэтому многие приезжие молодые люди обращались к услугам проституток. После ухода Солона с государственной службы различные фракции лидеров пытались захватить власть. Писистрат признал ценность изменений, внесенных Солоном, и сохранял их в измененной форме в течение своего правления. Его сын Гиппиас продолжил эту политику вместе со своим братом Гиппархом, пока Гиппарх не был убит в 514 году до н.э. из-за любовной интриги.
Демократия
В период около 507 года до н.э. государственный деятель Клисфен стал инициатором реформ правительства и законодательства, в результате чего была введена новая форма правления, признанная сегодня как демократия. Хотя в афинской демократии политические решения принимались лишь мужчинами высшего класса, это был шаг в сторону участия граждан в управлении страной.
Афинская демократия обеспечила стабильность, что поспособствовало развитию города как культурного и интеллектуального центра древнего мира. Афиняне стали гордиться своим участием в общественной жизни, поддерживая демократические идеалы не только в своем городе, но и в других регионах, в том числе в Малой Азии, где в это время царила персидская империя Ахеменидов.
Персидские войны
В эпоху правления Дария I Великого, который жил с 522 по 486 год до н.э., Персидская империя столкнулась с афинским величием. В 490 году до н.э. произошла битва при Марафоне, где афинский полководец Мильтиад под руководством Термистокла одержал победу, потерпев лишь незначительные потери в сравнении с персами, чьи потери составили более 6 000 человек. Это событие укрепило гордость афинян и подтвердило их величие в глазах мира.
Однако в 480 году до н.э., Ксеркс I собрал огромную армию с намерением вторгнуться в Грецию и наказать Афины за оскорбление, полученное его отцом Дарием I. Войска Ксеркса столкнулись с греками под руководством спартанского царя Леонида в Фермопилах, где храбро погибли 300 спартанцев. После этого Персия вторглась в Грецию, однако их флот был разбит в битве при Саламине, где афинский полководец Фемистокл оказался ловчее и сильнее.
Следующие события развернулись в 479 году до н.э. с битвами при Платее и Микале, где греки нанесли решающие удары персам, вытеснив их из Греции и утвердив Афины как главную силу в регионе. Это время отмечено как звездный час для Афин, которые под руководством Перикла создали Делийскую лигу с целью объединения греческих городов-государств для общей защиты от будущих нападений Персии.
Под руководством Перикла афиняне использовали средства из Делийской лиги для укрепления своего государства, создав могущественную Афинскую империю. Этот период сделал Афины не только культурным и интеллектуальным центром, но и эффективной диктатурой законов и торговли в Аттике и на Эгейских островах.
Золотой век Афин
В период золотого века под руководством Перикла, который датируется примерно с 460 по 429 год до н.э., Афины расцветали благодаря своим великим мыслителям, писателям и художникам. Геродот, известный как "отец истории", активно работал и писал в этом городе в период с около 484 по 425/423 год до н.э. Философия была представлена фигурой Сократа, также известного как "отец философии", который преподавал на рыночной площади в период с около 470/469 по 399 год до н.э. Гиппократ, известный как "отец медицины", практиковался в своей профессии в том же месте примерно с 460 по 370 год до н.э. Великий скульптор Фидий, живший в период с около 480 по 430 год до н.э., создал свои великолепные работы, включая Парфенон и статую Зевса в Олимпии, одно из семи чудес древнего мира.
В тот период Демокрит, представлял атомную Вселенную, он жил примерно с 460 по 370 год до н.э. Великие драматурги, такие как Эсхил (около 525 - около 456 год до н.э.), Еврипид (около 484-407 год до н.э.), Аристофан (около 460 - около 380 год до н.э.) и Софокл (около 496 - около 406 год до н.э.) прославили греческие комедию и трагедию. Лирический поэт Пиндар (около 518 - около 448 год до н.э.) также внес свой вклад в греческую литературу, написав множество од.
В 385 году до н.э. Платон основал свою Академию за стенами Афин, а позже в центре города Аристотель создал свою школу Лицей. Эти два философа продолжили и расширили наследие афинских мыслителей.
Однако мощь Афинской империи вызывала беспокойство у соседей. Помощь, которую Афины предложили Спарте в подавлении восстания илотов, была отвергнута, что стало предпосылкой для войны. В 433 году до н.э. Афины направили свой флот на помощь союзнику, однако эти действия были расценены Спартой как агрессия, а не как помощь.
Заключение
Первая Пелопоннесская война между Афинами и Спартой, продолжавшаяся с 431 по 404 год до н.э., завершилась перемирием, но во Второй Пелопоннесской войне Афины столкнулись с поражением и потеряли свое могущество. Их империя рухнула, богатства утекли, а стены были разрушены. Спасла город лишь его репутация великого центра образования, философии и культуры, что помешало полному разграблению и порабощению населения. В 338 году до н.э. они были еще раз разгромлены, но уже македонскими войсками под командованием Филиппа II.
Затем Афины были во власти македонян до 197 года до н.э., когда они были побеждены римлянами в битве при Киноскефалах. Это открыло дорогу для завоевания всей Греции Римской империи. Даже когда римский полководец Сулла разграбил и сжег Афины в 87-86 годах до н.э., он оправдывал свои действия, утверждая, что его приказы о хорошем обращении с городом были нарушены его воинами.
По библейской книге Деяний святой Павел проповедовал в Афинах на Ареопаге, прославляя их интерес к религии и рассказывая о Иисусе Христе. После принятия христианства Римской империей, Афины стали важным центром новой веры, и к концу VI века н.э. языческие школы были закрыты, а храмы превращены в церкви.
Город пережил разграбление "варварских племен" в поздней античности и в средневековье, пока в 1205 году не было основано Афинское герцогство в результате Четвертого крестового похода. После завоевания Османской империей в 1458 году, город находился в упадке.
Спустя века, уже после выхода Греции из-под власти турок в 1821 году, Афины возродились. Реставрационные работы и забота нового правительства о культурном наследии привели к возвращению городу некоторой части его прежнего величия. В наши дни, Афины по-прежнему ассоциируются с классическим миром и возвышенным духом интеллектуального и художественного творчества, а Парфенон остается символом золотого века Древней Греции.
Рекомендуем к прочтению: