В ночь на 23 января в Алматы произошло землетрясение с ощутимостью 5 баллов, которое напугало жителей города. Многие оказались не готовы к нему, и даже были те, кто в панике прыгал из окон.
После этого алматинцы задались вопросом, почему толчки не были спрогнозированы заранее.
Заведующая лабораторией флюидного режима земной коры Елизавета Есенжигитова объясняет, что очаг январского землетрясения, которое ощутили алматинцы, находился в Китае. Поэтому спрогнозировать его было невозможно.
"У нас все время спрашивают, почему вы не спрогнозировали землетрясение, которое произошло 23 января. Мы не оправдываемся, но это землетрясение произошло на территории другой страны. Там нет казахстанской станции. Идти со своими приборами и исследовать тоже не имеем права, поскольку это территория чужой страны", – говорит Елизавета Есенжигитова.
Она подчеркивает, что станциями Наццентра сейсмических наблюдений и исследований охвачены только юг и юго-восток Казахстана, а также близлежащие к Алматы и Алматинской области территории.
"По этим станциям поступают данные. Изучая их в течение долгого времени, мы пришли к выводу, что по некоторым параметрам можно наблюдать процессы в земной коре, которые изменяются при возникновении больших разрушительных землетрясений", – уточняет сейсмолог.
Во всем мире сейсмологи отслеживают процессы в земной коре и, опираясь на эти данные, делают выводы. Однако многие страны отказались делать прогнозы, поскольку это не гарантирует 100% точности.
Елизавета Есенжигитова уверена, что со временем будет разработан единый метод, который сможет с точностью предсказывать предстоящие землетрясения.
Сейсмолог также подчеркнула, что нет никакой связи между сейсмической активностью и временем суток. По ее мнению, люди не страдают от самих землетрясений, которые происходят ночью или рано утром, а от вторичных факторов, таких как пожары и холод.