Статья 128 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) относит к объектам гражданских прав: а) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; б) работы и услуги; в) нераскрытую информацию; г) исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг; д) нематериальные блага.Это закрытый список и, следовательно, любой объект гражданского права должен относится к одному из перечисленных видов. Это тем более важно, поскольку виды объектов гражданских прав имеют общие особенности правового регулирования, а конкретные объекты «внутри вида» – индивидуальные. Например, облигация, являющееся ценной бумагой, отнесена к вещам, с передачей которой переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. К недвижимому имуществу требования другие – необходима государственная регистрация самого имущества, прав на него и сделок с ним.Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее – Декрет № 8) установил, что юридические лица вправе: а) владеть токенами, б) через резидентов ПВТ создавать и размещать собственные токены, в) приобретать, отчуждать токены, совершать с ними иные сделки (операции).Физическим лицам предоставлено право владеть токенами и совершать следующие операции: майнинг, хранение токенов в виртуальных кошельках, обмен токенов на иные токены, их приобретение, отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, а также дарить и завещать токены.Размещение цифровых знаков (токенов) – совершение гражданско-правовых сделок либо иных юридически значимых действий, направленных на передачу цифровых знаков (токенов) их первым владельцам на условиях, определенных лицом, создавшим через резидента ПВТ такие цифровые знаки (токены), в том числе в целях привлечения от первых владельцев белорусских рублей, иностранной валюты, электронных денег, цифровых знаков (токенов) другого вида.Для перехода к другому лицу прав, которые удостоверяются токенами, достаточно передачи токена этому лицу, за исключением перехода права, требующего государственной регистрации. Передача токена считается совершенной в момент отражения подтвержденной операции по передаче токена адресату в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе согласно действующим в них правилам (протоколам).При этом в Декрете № 8 эти нормы были предварены важной оговоркой – они приняты «с учетом того, что до принятия настоящего Декрета обращение цифровых знаков (токенов) (далее – токен) не было урегулировано законодательством и, соответственно, они не являлись объектом правоотношений».Однако Декрет № 8 не конкретизировал к какому конкретно виду объектов гражданских прав отнесены цифровые знаки (токены). Кроме того, после принятия Декрета № 8 нормы Гражданского кодекса соответствующих изменений не претерпели.Здесь нужно дополнительно обозначить несколько дефиниций, данных в Декрете № 8.Цифровой знак (токен) – запись в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе, которая удостоверяет наличие у владельца цифрового знака (токена) прав на объекты гражданских прав и (или) является криптовалютой.Владелец цифрового знака (токена) – субъект гражданского права, которому цифровой знак (токен) принадлежит на праве собственности или на ином вещном праве.Важным является то, что Декрет № 8 здесь условно разграничил токены на две категории – а) удостоверяющие наличие у владельца прав на объекты гражданских прав или б) являющиеся криптовалютой. Фото предоставлено партнёром материала Исходя из всего вышесказанного, основной практический вопрос можно сформулировать так - к какому конкретно виду объектов гражданских прав относятся цифровые знаки (токены) с учетом их индивидуальных характеристик?Если идти путем исключения (чем цифровые знаки (токены) не являются), то с учетом положений ГК токены определенно не относятся к работам или услугам, нематериальным благам.В большинстве случаев на цифровые знаки (токены), удостоверяющие наличие у владельца прав на объекты гражданских прав, будут распространяться правила, регулирующие оборот вещей и иного имущества, в том числе имущественных прав. К этой категории относятся, например, инвестиционные токены на платформе Finstore.by. Такие активы, как предусмотрено в Декрете № 8, можно обменивать на иные токены, приобретать, отчуждать за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, а также дарить и завещать.В то же время NFT (Non-Fungible Token), которые обычно ассоциируются с подтверждением владения каким-либо оригинальным цифровым объектом (изображением, видео, аудио) могут быть отнесены к исключительным правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг.Более сложным и дискуссионным является вопрос к какому виду объектов гражданских прав, применительно к статье 128 ГК, относятся криптовалюты. Согласно Декрету № 8, «криптовалюта – биткоин, иной цифровой знак (токен), используемый в международном обороте в качестве универсального средства обмена». Определение очень напоминает то, что мы понимаем под деньгами, однако деньгами криптовалюты совершенно точно не являются. С учетом положений ГК криптовалюты формально больше подходят под определение «нераскрытой информации», однако очевидно, что белорусское законодательство о служебной и коммерческой тайне формировалось не для регулирования оборота криптовалют.Почему все эти вопросы важны и касаются каждого, кто в той или иной степени соприкасается с цифровыми знаками (токенами)?Наличие права неразрывно связано с механизмом его легальной защиты – если нет защиты права, то и правом его называть сложно.Сегодня для защиты прав владельцев инвестиционных токенов на платформе Finstore.by есть однозначное понимание правовых механизмов и судебная практика по таким делам. Сказать то же в отношении владельцев криптовалют нельзя – законодательство еще не дает однозначных ответов на вопросы о правовой природе их, как объекта гражданских прав.Цифровые знаки (токены) (далее – токены) не являются законным платежным средством и не обязательны к приему в качестве средства платежа. Токены не обеспечиваются государством. Приобретение токенов может привести к полной потере денежных средств и иных объектов гражданских прав (инвестиций), переданных в обмен на токены (в том числе в результате волатильности стоимости токенов; технических сбоев (ошибок); совершения противоправных действий, включая хищение). Технология реестра блоков транзакций (блокчейн), иной распределенной информационной системы и аналогичные ей технологии являются инновационными и постоянно модернизируемыми, что предполагает необходимость периодических обновлений (периодического совершенствования) информационной системы риск возникновения технических сбоев (ошибок) в ее работе. В связи с тем, что отношение разных государств (их регуляторов) к сделкам (операциям) с токенами и подходы к их правовому регулированию в различных юрисдикциях отличаются, существует риск того, что в отдельных государствах договоры или отдельные их условия могут являться недействительными и (или) невыполнимыми. Отсутствие достаточного уровня знаний (компетентности) для совершения сделок (операций) с токенами может стать причиной неблагоприятных последствий для лица, совершающего такие сделки (операции).*Партнерский материал. ООО «ДФС», УНП 192824270