Найти тему
КиноДоктор

Франкенштейн Мэри Шелли (1994) - Лучшее, что снял Кеннет Брана и хорошая работа Роберта де Ниро

Кадр из фильма "Франкенштейн Мэри Шелли" (1994)
Кадр из фильма "Франкенштейн Мэри Шелли" (1994)

Несмотря на то, что многие "эксперты" сравняли этот фильм с помоями, но уровень заокеанских "знатоков" давно известен своей реальной составляющей. Да, это не отличный фильм как и рассказа Мэри Шелли - плод воспалённого женского сознания. Однако получилось весьма неплохо и очень динамично. За два часа нам показывают то, что сейчас растягивают на десять серий.

  • Не забудьте подписаться на мой канал "Зарубежный кинопрокат в СССР".

Он считается самой точной экранизацией романа Мэри Шелли 1818 года "Франкенштейн, или современный Прометей", несмотря на некоторые отличия и дополнения в сюжете от романа, фильм рассказывает о студенте-медике по имени Виктор Франкенштейн, который создаёт новую жизнь в виде монстра, состоящего из частей тела различных трупов.

Кадр из фильма "Франкенштейн Мэри Шелли" (1994)
Кадр из фильма "Франкенштейн Мэри Шелли" (1994)

В 1794 году капитан Уолтон (Эйдан Куинн) возглавляет беспокойную экспедицию, чтобы достичь Северного полюса. Пока их корабль застрял во льдах Северного Ледовитого океана, экипаж слышит пугающий шум и становится свидетелем того, как таинственная фигура убивает их ездовых собак, прежде чем исчезнуть. Команда спасает человека, Виктора Франкенштейна (Кеннет Брана), который говорит им об опасности. Когда Уолтон говорит Виктору о своей решимости продолжить экспедицию, Виктор решает рассказать Уолтону историю своей жизни...

Виктор растёт в Женеве со своей приёмной сестрой, Элизабет Лавенца (Хелена Бонэм Картер), любовью всей его жизни. Перед его отъездом в Ингольштадтский университет мать Виктора умирает, рожая его брата Уильяма. Опустошённый её потерей, Виктор клянётся на могиле своей матери, что найдёт способ победить смерть. Виктор и его друг Генри Клерваль (Том Халс) учатся у Шмаэля Вальдмана (Джон Клиз), профессора, чьи заметки содержат информацию о том, как создать жизнь. Вальдман предупреждает Виктора не использовать их, чтобы он не создал "мерзость".

Кадр из фильма "Франкенштейн Мэри Шелли" (1994)
Кадр из фильма "Франкенштейн Мэри Шелли" (1994)

Во время проведения прививок Вальдман был убит пациентом, которого позже повесили за это на деревенской площади. Используя тело убийцы, ногу сокурсника, умершего от холеры, и мозг Вальдмана, Виктор создаёт существо на основе записей профессора. Он настолько одержим своей работой, что прогоняет Элизабет, когда она приезжает, чтобы забрать его из Ингольштадта, где бушует эпидемия холеры. Виктор, наконец, даёт своему творению жизнь, но он в ужасе от отвратительного внешнего вида существа, боится его, сбегает и после пытается убить. Испуганное и сбитое с толку существо крадёт пальто Виктора и сбегает из лаборатории, а позже его прогоняют горожане, когда он пытается украсть еду. Нет никого более жестокого, чем люди.

Кадр из фильма "Франкенштейн Мэри Шелли" (1994)
Кадр из фильма "Франкенштейн Мэри Шелли" (1994)

Существо находит убежище в сарае избушки в лесу, где живёт семья бедняков, и остаётся там месяцами без их ведома, постепенно учась читать и говорить, наблюдая за ними. Он пытается заслужить их доверие, тайно принося им еду, и в конце концов беседует с пожилым слепым стариком,которого спасает от жестокого сборщика долгов. Однако, когда семья слепого возвращается, они в ужасе от существа и прогоняют его.

Он снова один и никому не нужен. Это убивает у него последнюю веру в людей. Теперь он может прочесть дневник Франкенштейна и написанное не добавляет ему оптимизма. Виктор заканчивает дневник фразами о том, что существо получилось жалким и уродливым, с неимоверной физической силой. Франкенштейн считает эксперимент неудачным и законченным.

Кадр из фильма "Франкенштейн Мэри Шелли" (1994)
Кадр из фильма "Франкенштейн Мэри Шелли" (1994)

Он сжигает хижину предавших его бедняков и клянётся отомстить Виктору за то, что тот привёл его в мир, который его ненавидит, бросив на произвол.

Виктор возвращается в Женеву, чтобы жениться на Элизабет, но обнаруживает, что его младший брат Уильям убит. Служанку Франкенштейнов, Жюстин (Тревин МакДауэлл) горожане без суда обвиняют в преступлении и вешают, но Виктор знает, что виновато существо, а не бедная девушка. Создание встречается с Виктором и требует, чтобы он сделал ему спутницу жизни, обещая взамен оставить его в покое. Виктор начинает собирать инструменты, которые он использовал для создания жизни, но когда существо настаивает на том, чтобы он использовал тело Жюстин для создания подруги, Виктор нарушает своё обещание. Существо мстит в первую брачную ночь Виктора, врываясь в номер для новобрачных Элизабет и вырывая ей сердце.

Кадр из фильма "Франкенштейн Мэри Шелли" (1994)
Кадр из фильма "Франкенштейн Мэри Шелли" (1994)

В отчаянии от горя, Виктор мчится домой, чтобы вернуть Элизабет к жизни. Он пришивает голову Элизабет к телу Жюстин (почему нельзя было просто пересадить сердце тогда уж?) и оживляет её как изуродованную, бессмысленную тень её прежней. Появляется Существо, требующее Элизабет в качестве своей невесты. Виктор и его Создание борются за привязанность Элизабет, но Элизабет, напуганная собственным отражением, совершает самоубийство, поджигая себя. И Виктор, и Существо сбегают, когда особняк сгорает дотла.

Кадр из фильма "Франкенштейн Мэри Шелли" (1994)
Кадр из фильма "Франкенштейн Мэри Шелли" (1994)

История возвращается зрителя в Арктику. Виктор говорит Уолтону, что месяцами преследовал своё творение, чтобы убить его (хотя по факту это Виктор убегал от него). Однако, едва он рассказал свою историю, Виктор умирает. Когда капитан выходит на палубу, дабы поговорить с командой, вместе они слышал жуткий вопль из каюты. Уолтон обнаруживает Существо, плачущее над телом Виктора. Он потерял человека, которого считал своим отцом. Команда готовит погребальный костер, но церемония прерывается, когда лёд вокруг корабля начинает трескаться. Конечно деревянное судёнышко было бы раздавлено в щепки во льдах Арктики, но это другой разговор. Уолтон приглашает Существо остаться на корабле и плыть с ними, но тот говорит, что он не человек и остаётся с погребальным костром. Он доплывает до отколовшейся льдины, на которой стоит погребальный костёр, берёт факел и сжигает себя заживо вместе с телом Виктора. Уолтон, увидев последствия одержимости Виктора, приказывает кораблю возвращаться домой и отказаться от своей затеи - любым путём добраться до Северного Полюса.

Я смотрел этот фильм и в год его выхода и посмотрел сейчас. Ничего особо не изменилось. Снято добротно, учитывая в целом слабый литературный источник. Во всяком случае смотрится куда интереснее, чем занудный "Дракула Брэма Стокера", который снял Фрэнсис Форд Коппола, двумя годами ранее.

Кадр из фильма "Франкенштейн Мэри Шелли" (1994)
Кадр из фильма "Франкенштейн Мэри Шелли" (1994)