Найти тему
116 подписчиков

ДАЖЕ В РАЙ КНУТОМ НЕ ЗАГОНИШЬ

Одним из достижений Советской власти была полная победа над безграмотностью. Но…

Путь к всеобщей грамотности в России был не так прост и не так короток. А начался он в середине 19-го века. И предполагался сперва именно такой путь: победить! Но не введением всеобщего обучения разом. Показательна на этот счет статья в «Вятских губернских ведомостях», № 48, 1866 году.

В начале статьи говорится, что три сельских общества Петропавловской волости Яранского уезда (из шести) постановили приговор об обязательном обучении детей. Далее в редакционном материале расписываются все преимущества грамотного человека во всех сферах его жизни и деятельности. Все складно, все ладно. Понятно вроде и без пространных объяснений.

Село Ишлык (Петропавлово). Очень живописное место выбрали когда-то люди для жительства. Высокий берег Вятки и ширь реки внизу. Датой основания села считается 1620 год, а название села имеет удмуртские корни и переводится, как «полная семья». Верно, попал на это место когда-то вотяк (тоже, что и удмурт) да и, восхитившись простором, всю семью перевёз на берег Вятки…

В середине вышеупомянутой статьи запускается «червячок» сомнительности… «…писатель, глубоко и добросовестно изучающий дело народной педагогики в России, известный граф Л. Н. Толстой, который специально изучал народные школы, путешествуя по Европе. «В Германии 9/10 школьного народного населения выносит из школы механическое умение читать и писать и столь сильное отвращение к испытанным им путям науки, что оно в последствии уже не берет книг в руки. Пусть те, которые не согласны со мною, укажут мне на книги, читаемые народом; даже календари и народные газеты читаются как редкие исключения… Неопровержимым доказательством того, что в народе нет образования, служит то, что нет народной литературы и, главное, что десятое поколение нужно посылать также насильно в школу, как и первое. На вопрос у взрослых мужчин и женщин, почему не учатся после школы, не читают того или другого, все отвечали, что они уже совершили обряд конфирмании(?), т. е. выдержали карантин школы и получили диплом на известную степень образования-грамотности…»

В этом же направлении идет обсуждение проекта Устава о народных училищах, опубликованного в журнале Министерства народного образования в 1862 году. В этом предлагаемом к обсуждению документе предлагается меры, подталкивающие к получению грамоты. «… проект предполагал однако ввести некоторые стеснительные меры против лиц, не имеющих аттестата народного или другого какого училища; такие лица, по проекту, не могли выбираться в почетные общественные должности и при вступлении в гильдию, или при взятии торговых свидетельств и при получении паспортов обязаны были платить повинности вдвое больше положенных по закону».

Однако в Высочайше утвержденном Уставе этих мер нет. То есть предполагалось идти к всеобщей грамоте не рывком, а поступательно: открывая училища и школы, а также на опыте показывая пользу образования.

Заканчивается статья так. «Вот почему мы полагаем, что лица, может быть и дорожащие образованием народа, но принимающие на себя труд проводить через волостные сходы постановление, чтобы крестьянские общества принуждали всех своих членов к обучению детей – берутся не за свое дело, оказывая медвежью услугу народу. Принуждение, обязательность везде и во всем портит дело, к которому принуждают; такова уж природа человека, что он ненавидит принуждения даже в том, чего бы человек по доброй воле сам очень делал. Иное дело пособить в том, чего желает человек; при благоразумном пособии у него дело пойдет отлично, но употребите лишь принуждение, приказание, – и дело станет хромать и из желанного обратится в несносное, скучное, неказистое».

Именно этим путем и пришла Россия к тому, чтобы однажды у большинства населения страны не возникло сомнение в пользе учебы. Духовенство и земство, а также общества и городские, и сельские немало потрудились, чтобы учение вошло нормой в жизнь людей, а не навязанной услугой или неоправданной тратой сил родителей и средств семей. Получается, аккурат к тому времени, когда Советская власть подхватила дело просвещения народа и достойно завершила его.

И, верно, поэтому Советская модель образования, которая коснулась старшего поколения была такой успешной, что: во-первых, опиралась на весь предшествующий опыт разумный и отточенный, а во-вторых: уже практически все население страны признавало необходимость учения, и в третьих: человек сам выбирал, сколько и на кого учиться. Последнее, не великое и достижение ныне всеми мерами изживается