Студия А24 известна смелостью и неоднозначностью картин, которые выходят из их производства. "Зона интересов" режиссера Джонатана Глейзера не изменила правилам. Несмотря на абсолютно нединамичный сюжет, без трогательных сцен, которые выжимают эмоции, у фильма есть та пугающая особенность, из-за которой он получил 4 номинации на премию Оскар.
Основой фильма стала повседневная бытность реально существовавшей семьи Рудольфа Хёсса, начальника концентрационного лагеря Аушвиц.
И казалось бы, с таким главным персонажем можно ожидать душераздирающую историю о жестокостях.
Однако, в фильме нет ни одной сцены насилия.
Все это тонко прочерчено контуром с помощью фона и звуков, и остальное зритель дорисовывает у себя в голове.
"Зона интересов" - это настоящая драма на стыке живого и бесчеловечного.
Картина полностью построена на контрастах. Причем так умело, что краски сливаются в единое целое на полотне фильма.
- Вот перед нами немецкие дамы, собравшиеся за кофе, чтобы посплетничать о платьях, и тут же в соседней комнате мужчины обсуждают, как эффективнее сжигать людей.
- Вот Рудольф стоит на заре, думает и курит у себя во дворике, и вместе с ним дымит крематорий.
- Вот невинные дети играют и плещутся в воде, а их отец достает человеческую кость из реки, и вытаскивает детей из течения с пеплом.
- Вот жена Хёсса, Хедвиг показывает матери свой райский сад, а перед ними стена, за которой творится ад.
И весь фильм - это череда сцен, которые в сознании противоречат друг другу насколько, что может разболеться голова от морального контраста.
Белый шум жестокости
И весь путь киноленты мы наблюдаем за бытом обычной семьи, с обычными детьми, обычным садом, солнцем и голубым небом над головой, за исключением одного НО… по соседству за забором этой обычной семьи, за 4 года их жизни было уничтожено 3 млн. человек.
И пожалуй, больше всего пугает именно то, что события «за забором» стали просто «белым шумом». Это постепенное атрофирование не просто чувства человечности и внутренней боли, это потеря связи с реальностью.
Для них все происходящее стало нормой, частью обыденности, которую со временем не замечаешь.
Для зрителей в фильме это обыграли звуками криков и ужасов на фоне, к которым незаметно привыкаешь.
И самое неприятное ощущение - это видеть зло под соусом будничной жизни.
И да, мы привыкли, что нацистов для нас рисуют в карикатурной форме - зло в чистом виде.
«Зона интересов» же показывает: и они тоже люди, такие же как и мы, знаете ли.
Но именно это и опасно.
Мы прекрасно понимаем, что в реальной жизни у немцев и немок в гитлеровской Германии тоже был свой быт, дети, какие-то совершенно обычные желания спокойной жизни в достатке.
И да, можно сказать, что нельзя же постоянно рисовать нацистов в карикатуре, это же просто смешно.
Но в искусстве гитлеровская Германия - это символ нацизма, холокоста, ужасов, с которыми боролись наши предки, и которые необходимо помнить.
И вопросом становится, а можно ли это очеловечивать?
Потому что очеловечив это, сказав «Ну вообще-то… может они и не такие плохие. Они такие же люди, как и мы с вами», - слабо думающей толпе будет казаться, что может это и правда нормально.
И вот, на дворе 2024 год, в Италии разрешили использовать фашисткое приветствие, и целая площадь людей с удовольствием кидают зигу.
Смотреть такие работы как "Зона интересов" нужно очень аккуратно, задавая себе вопросы "Что я чувствую? Что думаю об этих людях?".
И ответом становятся слова Иешуа из "Мастера и Маргариты": "Злых людей нет на свете. Есть только несчастливые".
И можно ли сказать, что в фильме нам показывают злобу семьи Рудольфа Хесса?
Нет.
Но эта семья оторвана от реальности под занавесом пропаганды, с затуманенным сознанием и самое главное отсутствием осознания, что происходящее ненормально.
То есть нельзя допускать мысль, что это нормальная обычная семья, ибо это не так. Это люди с определенными отклонениями и иммунитетом к бесчеловечности.
Ведь когда перед твоими ушами происходит ужас без конца, в конечном итоге, у человека ломается психика, и он воспринимает кошмар как часть повседневной жизни.
И в конце, говоря по телефону с женой Рудольф говорит: "Я думал, как бы я всех отравил газом. Но это очень трудно с точки зрения логистики".
Очень символично показано, как Хедвиг пропалывает грядки и говорит "Как много сорняков", а за ее спиной пропалывают людей.
И это может вызывать сочувствие к отклонениям, а не мысль "Они обычные люди, как мы".
Человек долга
Сигналом о "поломке" служит сама история Рудольфа Хесса.
Он написал собственную автобиографию, в которой можно увидеть становление его характера с самого раннего возраста.
А именно, это человек, следующий всем законам, правилам и приказам, исполнительный, педантичный, пунктуальный, уважающий порядок. Он как портрет всех известных немецких качеств, собранных в человеке.
Он спокойно выполнял то, что было поручено, и таким образом он дорос до начальника концентрационного лагеря.
Ему говорили, что нужно эффективней уничтожать людей, он находил способы, как это делать. Жил рядом с лагерем, чтобы без замедлений быть на работе в случае необходимости.
Читая его показания на Нюрнбергском процессе, можно прямо сказать, что он не отрицал происходящего в лагерях: от количества убитых до врачебных экспериментов.
Он говорил, что это не было ему по душе, но приказ есть приказ.
С достоинством шел навстречу следствию.
А после осуждения его на смертную казнь, он даже не пытался ничего оспорить, а лишь извинился перед поляками.
И можно сказать, что этот человек исполнял свой долг перед государством во всех проявлениях.
И "поломка" заключается в том, что долг может он и исполнял. Но долг не перед собственной душой.
Недавно я писала разбор на фильм "Одна жизнь", где мы говорили о долге человека, и как важно следовать за ним.
И мы видим Николаса Уинтона, который выполнял внутренний долг и спас 669 детей от нацистов, и видим Рудольфа Хесса, который выполняя долг перед государством уничтожил три миллиона человек.
И свои внутренние качества можно применять, следуя за своей душой, а можно быть во власти чужих убеждений и пропаганды.
Идя за душой, нельзя ошибиться, даже если это ведет к боли.
А "поломка" случается, когда человек даже не слышит собственную душу.
Впрочем, весь фильм мы видим, что Рудольф Хесс находится в состоянии задумчивости. И в конце мы видим, что его тошнит. Человек может заглушать внутренние крики, но не может обмануть душу.
Таким образом, фильм поднимает вопросы о внутренних поломках человека, показывая контраст жизни и смерти.
Благодарю, что дочитали до конца!
Также буду искренне благодарна за ваши лайки и подписки, это действительно помогает моему блогу развиваться!