Найти в Дзене
Смысл в кино

Разбор фильма Зона интересов

Оглавление

Студия А24 известна смелостью и неоднозначностью картин, которые выходят из их производства. "Зона интересов" режиссера Джонатана Глейзера не изменила правилам. Несмотря на абсолютно нединамичный сюжет, без трогательных сцен, которые выжимают эмоции, у фильма есть та пугающая особенность, из-за которой он получил 4 номинации на премию Оскар.

Постер к фильму "Зона интересов"
Постер к фильму "Зона интересов"

Основой фильма стала повседневная бытность реально существовавшей семьи Рудольфа Хёсса, начальника концентрационного лагеря Аушвиц.

И казалось бы, с таким главным персонажем можно ожидать душераздирающую историю о жестокостях.
Однако, в фильме нет ни одной сцены насилия.
Все это тонко прочерчено контуром с помощью фона и звуков, и остальное зритель дорисовывает у себя в голове.

"Зона интересов" - это настоящая драма на стыке живого и бесчеловечного.
Картина полностью построена на контрастах. Причем так умело, что краски сливаются в единое целое на полотне фильма.

  • Вот перед нами немецкие дамы, собравшиеся за кофе, чтобы посплетничать о платьях, и тут же в соседней комнате мужчины обсуждают, как эффективнее сжигать людей.
  • Вот Рудольф стоит на заре, думает и курит у себя во дворике, и вместе с ним дымит крематорий.
  • Вот невинные дети играют и плещутся в воде, а их отец достает человеческую кость из реки, и вытаскивает детей из течения с пеплом.
  • Вот жена Хёсса, Хедвиг показывает матери свой райский сад, а перед ними стена, за которой творится ад.
Кадры из фильма "Зона интересов"
Кадры из фильма "Зона интересов"

И весь фильм - это череда сцен, которые в сознании противоречат друг другу насколько, что может разболеться голова от морального контраста.

Белый шум жестокости

И весь путь киноленты мы наблюдаем за бытом обычной семьи, с обычными детьми, обычным садом, солнцем и голубым небом над головой, за исключением одного НО… по соседству за забором этой обычной семьи, за 4 года их жизни было уничтожено 3 млн. человек.

Кадр из фильма "Зона интересов"
Кадр из фильма "Зона интересов"

И пожалуй, больше всего пугает именно то, что события «за забором» стали просто «белым шумом». Это постепенное атрофирование не просто чувства человечности и внутренней боли, это потеря связи с реальностью.
Для них все происходящее стало нормой, частью обыденности, которую со временем не замечаешь.

Для зрителей в фильме это обыграли звуками криков и ужасов на фоне, к которым незаметно привыкаешь.

И самое неприятное ощущение - это видеть зло под соусом будничной жизни.

Кадр из фильма "Зона интересов"
Кадр из фильма "Зона интересов"

И да, мы привыкли, что нацистов для нас рисуют в карикатурной форме - зло в чистом виде.

«Зона интересов» же показывает: и они тоже люди, такие же как и мы, знаете ли.
Но именно это и опасно.

Мы прекрасно понимаем, что в реальной жизни у немцев и немок в гитлеровской Германии тоже был свой быт, дети, какие-то совершенно обычные желания спокойной жизни в достатке.

Кадр из фильма "Зона интересов"
Кадр из фильма "Зона интересов"

И да, можно сказать, что нельзя же постоянно рисовать нацистов в карикатуре, это же просто смешно.

Но в искусстве гитлеровская Германия - это символ нацизма, холокоста, ужасов, с которыми боролись наши предки, и которые необходимо помнить.

И вопросом становится, а можно ли это очеловечивать?

Потому что очеловечив это, сказав «Ну вообще-то… может они и не такие плохие. Они такие же люди, как и мы с вами», - слабо думающей толпе будет казаться, что может это и правда нормально.

И вот, на дворе 2024 год, в Италии разрешили использовать фашисткое приветствие, и целая площадь людей с удовольствием кидают зигу.

Фото с сайта www.snopes.com
Фото с сайта www.snopes.com

Смотреть такие работы как "Зона интересов" нужно очень аккуратно, задавая себе вопросы "Что я чувствую? Что думаю об этих людях?".

И ответом становятся слова Иешуа из "Мастера и Маргариты": "Злых людей нет на свете. Есть только несчастливые".

И можно ли сказать, что в фильме нам показывают злобу семьи Рудольфа Хесса?
Нет.
Но эта семья оторвана от реальности под занавесом пропаганды, с затуманенным сознанием и самое главное отсутствием осознания, что происходящее ненормально.

Кадр из фильма "Зона интересов"
Кадр из фильма "Зона интересов"

То есть нельзя допускать мысль, что это нормальная обычная семья, ибо это не так. Это люди с определенными отклонениями и иммунитетом к бесчеловечности.
Ведь когда перед твоими ушами происходит ужас без конца, в конечном итоге, у человека ломается психика, и он воспринимает кошмар как часть повседневной жизни.

И в конце, говоря по телефону с женой Рудольф говорит: "Я думал, как бы я всех отравил газом. Но это очень трудно с точки зрения логистики".

Очень символично показано, как Хедвиг пропалывает грядки и говорит "Как много сорняков", а за ее спиной пропалывают людей.

Кадр из фильма "Зона интересов"
Кадр из фильма "Зона интересов"

И это может вызывать сочувствие к отклонениям, а не мысль "Они обычные люди, как мы".

Человек долга

Сигналом о "поломке" служит сама история Рудольфа Хесса.

Он написал собственную автобиографию, в которой можно увидеть становление его характера с самого раннего возраста.
А именно, это человек, следующий всем законам, правилам и приказам, исполнительный, педантичный, пунктуальный, уважающий порядок. Он как портрет всех известных немецких качеств, собранных в человеке.

Кадр из фильма "Зона интересов"
Кадр из фильма "Зона интересов"

Он спокойно выполнял то, что было поручено, и таким образом он дорос до начальника концентрационного лагеря.
Ему говорили, что нужно эффективней уничтожать людей, он находил способы, как это делать. Жил рядом с лагерем, чтобы без замедлений быть на работе в случае необходимости.

Читая его показания на Нюрнбергском процессе, можно прямо сказать, что он не отрицал происходящего в лагерях: от количества убитых до врачебных экспериментов.
Он говорил, что это не было ему по душе, но приказ есть приказ.
С достоинством шел навстречу следствию.
А после осуждения его на смертную казнь, он даже не пытался ничего оспорить, а лишь извинился перед поляками.

И можно сказать, что этот человек исполнял свой долг перед государством во всех проявлениях.

Кадр из фильма "Зона интересов"
Кадр из фильма "Зона интересов"

И "поломка" заключается в том, что долг может он и исполнял. Но долг не перед собственной душой.

Недавно я писала разбор на фильм "Одна жизнь", где мы говорили о долге человека, и как важно следовать за ним.
И мы видим Николаса Уинтона, который выполнял внутренний долг и спас 669 детей от нацистов, и видим Рудольфа Хесса, который выполняя долг перед государством уничтожил три миллиона человек.

И свои внутренние качества можно применять, следуя за своей душой, а можно быть во власти чужих убеждений и пропаганды.

Кадр из фильма "Зона интересов"
Кадр из фильма "Зона интересов"

Идя за душой, нельзя ошибиться, даже если это ведет к боли.
А "поломка" случается, когда человек даже не слышит собственную душу.

Впрочем, весь фильм мы видим, что Рудольф Хесс находится в состоянии задумчивости. И в конце мы видим, что его тошнит. Человек может заглушать внутренние крики, но не может обмануть душу.

Таким образом, фильм поднимает вопросы о внутренних поломках человека, показывая контраст жизни и смерти.

Благодарю, что дочитали до конца!
Также буду искренне благодарна за ваши лайки и подписки, это действительно помогает моему блогу развиваться!