В течение многих тысячелетий малые народы Севера вырабатывали и совершенствовали способы выживания и существования в экстремально суровых условиях.
Наша цивилизация утратила многие навыки щадящего природопользования, которое не нарушает сложившегося хрупкого природного равновесия. Коренные народы Севера сумели сохранить эти традиции – они вели и ведут своё хозяйство таким образом, чтобы ресурсов хватило не только всем членам родовой общины, но и потомкам. «Не брать у природы ничего лишнего» – вот главный принцип такого хозяйствования, давно забытый нами. Сохранить опыт традиционного хозяйствования, щадящего природопользования и культурные традиции коренных народов – значит передать будущим поколениям опыт выживания в суровых природных условиях.
В коллекции «Этнография» Енисейского музея-заповедника хранится интересный предмет, оставленный потомкам народами Севера. Это – жильные нити (тэн).
Что они из себя представляют?
Данные нити использовали для шитья. Изготавливали их из ножных и спинных сухожилий оленя или лося. Особенно ценились нитки из спинных сухожилий. Сначала сухожилия сушили, подвешивая на верёвке за толстые концы. Хорошо просушенные сухожилия осторожно разделяли пальцами на тонкие волокна, скручивали ладонями рук о щеку или колено, чтобы они не лохматились. Длина каждой нити для пошива одежды была равна 40–45 см, по толщине они были не толще фабричных ниток малых номеров, но отличались большой прочность и эластичностью. Во время шитья их предварительно смачивали водой или слюной, тем самым повышая эластичность нити. После высыхания она как бы стягивает шов, усиливая его прочность.
Сухожилия с передних ног оленя использовались в основном для шитья покрышек чума и летней обуви, так как они толще и практичнее спинных сухожилий. Нитки для шитья одежды изготавливали только из сухожилий, взятых со спины оленя.
Шов делался по мездровой стороне камуса мелким, аккуратным, невидимым для глаз стежком «через край». Для того чтобы одежда была теплее, старались делать как можно меньше швов. Для плотности шва между кусками меха прокладывали узкую полоску сукна и длинный волос с шеи оленя. Вдевали нить в костяные иглы.
У многих эвенкийских групп практиковалось нанесение татуировки на лицо и руки при помощи сухожильной нитки, пропитанной разведенной сажей и вдетой в иглу, которой пришивали кожу. Такие группы в русских источниках XVII века называли шитолицыми.
А как бы вы могли использовать этот предмет сегодня? Что сейчас можно было скрепить при помощи этих нитей?