645 подписчиков

"Крылья, вода и хаос" – разновидности раннего китайского дракона.

347 прочитали

Может показаться, что знакомый нам образ китайского дракона – мудрый, длинный и бескрылый, был таким с самого начала. Однако, китайские археологические артефакты показывают, как в древности представление о внешнем виде драконов отличалось от того, что дошел до наших дней и обрел свою «классическую» форму. А благодаря сохранившемся в Китае ранним письменным источникам, мы можем узнать, какой смысл был вложен в этот образ.

Китайский дракон до нашей эры.
Китайский дракон до нашей эры.

1. Родина дракона

Утверждать, что именно Китай является Родиной драконов можно на том основании, что именно здесь нашлись самые ранние(*) изображения существ, похожих на известных во всем мире «драконов» - мифических химер со змеевидным телом.

Самой древней считается находка каменной кладки в форме дракона, найденной при раскопках поселения Чахай (查 海 遗址 , Cháhǎi yízhǐ), пров. Ляонин в 1994г.. Ученые отнесли ее к неолитической культуре Синлунва, датируемой VI тысячелетием до н.э. Большинство китайских исследователей сразу же закрепили за этой каменной кладкой форму дракона, а в журнале «Бэйфан вэньу» было опубликовано следующее:

«...обнаружен дракон, выложенный из красно-коричневого камня, длиной 19.7 метра. На данный момент это самая ранняя и самая длинная находка дракона».

Однако, исследуя данное изображение, можно утверждать только, что 8000 лет назад образ дракона присутствовал в культуре китайцев, но какой смысл в него был вложен - сказать невозможно за неимением дополнительных источников.

Наглядное представление о «первых драконах в изобразительном искусстве» нам дают более поздние, но также относящиеся к неолиту, находки нефритовых изделий. В гробницах коплекса Нюхелян(**) 女神庙 («Храм Богини», культура Хуншань (IV-III тыс. до н.э.)), были обнаружены самые древние и вместе с тем искусно выполненные изделия из «яшмового камня»: многочисленные фигурки разных животных и гладкие диски Би. Среди узнаваемых реальных животных – черепах, оленей, медведей и тигров находились так же фигурки, названные «С-драконами» или «свино-драконами» (по внешнему виду), символическое значение которых также неизвестно. Однако внешнее сходство с «Уроборосом» - древнеегипетским змеем, кусающим свой хвост и символизирующем Время здесь сложно не заметить.

Изделия первого тысячелетия до н.э продолжают традицию изображения различных животных в бронзе и нефрите, а образ дракона здесь уже предстает во всем своем разнообразии: есть драконы длинные, есть спиралевидные, с рогами и без них, с крыльями и безногие... К счастью, обилие письменных источников этого периода начинает проливать свет на значение образа Дракона.

2. Крылатый Отзывчивый Дракон

Каменная резьба Ханхуа
Каменная резьба Ханхуа

Наиболее часто в скульптурных изображениях (больших и малых) у древнего китайского дракона мы видим крылья – именно крылатый змей по имени Инлун (yinglong 應龍/应龙 «Отзывчивый дракон») считался главным среди драконов.

Он часто упоминается в «классических древнекитайских мифах», как величественное животное-дух управитель воды и податель дождя:

  • "Песни Чу" (III-II вв. до н. э.) - Инлун помогает Юю 禹, легендарному основателю династии Ся, справиться с Великим потопом и своим телом прочерчивает русла новых рек***.
  • В "Книге гор и морей" 山海經 (ок. IV в. до н. э. - I в. н. э.) – учавствует в битве против Чиоу (Бога Войны) и великана Куа Фу, восставших против Желтого Императора и устроивших засуху:
«В северо-восточном углу Великой пустыни есть гора. Ее название - [凶犁土丘 Chéngdū zài tiān ]. Отзывчивый дракон живет на Южной вершине. Он убил богов Шутника и Хвастуна. Но после этого Инлун не смог вернуться на небо. Поэтому на земле так часто случаются засухи. Когда наступает засуха, люди делают изображение Отзывчивого Дракона и на них обрушивается ливень.» / "Великая Классика дикой природы: Восток" (17, 大荒北經)

Позднее, в начале IVв. Гуо Пу, китайский историк и литератор Восточной Цзинь напишет важный комментарий к этим строкам:

"tulong 土龍 земляные (почвенные) драконы современности (имеются ввиду "желтые императорские драконы" - прим. автора) берут свое начало в этом мифе"

Рисунок крылатого "отзывчивого" дракона в "Книге гор и морей" 山海經 (ок. IV в. до н. э. - I в. н. э.)
Рисунок крылатого "отзывчивого" дракона в "Книге гор и морей" 山海經 (ок. IV в. до н. э. - I в. н. э.)
  • В книге "Хуайнаньцзы" (II в. до н. э.) Инлун упоминается в нескольких главах и все они важны для понимания его образа:
  1. В главе "Формы Земли" (4, 墬形訓) рассказывается о том, как эволюция животных происходила через драконов, а прародителем всех четвероногих был Инлун:
«Все существа - крылатые, волосатые, чешуйчатые и хвостатые - ведут свое происхождение от дракона. От ю-киа (羽嘉 «пернатая прелесть») произошел летающий дракон, от летающего дракона родились фениксы, а после них - луань-няо (鸞鳥) и все птицы, в общем, крылатые существа. От мао-ту (毛犢, "волосатый теленок") родился ин-лунг (應龍), от ин-лунга - киэнь-ма (建馬), а после них - цилинь (麒麟) и все четвероногие, в общем, волосатые существа, сменяя друг друга. ...»
Инлун часто изображался с четырьмя крыльями/четырьмя ногами / Нефрит эпохи поздних "Сражающихся Царств" (III в. до н.э.)
Инлун часто изображался с четырьмя крыльями/четырьмя ногами / Нефрит эпохи поздних "Сражающихся Царств" (III в. до н.э.)
  1. Во "Взгляде в неясное" (6, 覽冥訓) рассказывается о том, что Фуси и Нюйва – первобоги китайского пантеона и мифические прародители человечества –используют в качестве транспорта, охраны и свиты разные виды драконов, в том числе Инлунов, запряженных в колесницу:
«Они ехали на громовой колеснице, используя крылатых драконов в качестве внутренней пары и зеленых драконов в качестве внешней пары. Они сжимали в руках волшебные нефритовые скрижали и показывали свои карты. Желтые облака сплетались между собой (образуя покрывало над колесницей), и их (всю свиту) предваряли белые змеи, а за ними следовали быстрые змеи.»

В Шуйицзи 述異記 - "Записях о странных вещах" (нач. VI в.) нам дают четкое объяснение такому разнообразию - иньлун оказывается вершиной взросления и развития змеи:

"Водяная змея (水虺 shui hui) через пятьсот лет превращается в цзяо (蛟, безрогий дракон), цзяо через тысячу лет превращается в луна - дракона (龍), лун через пятьсот лет превращается в цзюлуна (蛟龍, "рогатого дракона"), а еще через тысячу лет - в иньлуна, крылатого «отзывчивого» дракона (應龍)".

漢 玉鏤雕咬尾龍珮  D9.6cm
Императорский дракон кусает свой хвост, Хань, резьба, нефрит
漢 玉鏤雕咬尾龍珮 D9.6cm Императорский дракон кусает свой хвост, Хань, резьба, нефрит

Важно понимать, что китайский дракон на заре нашей эры воспринимался как олицетворение суровой природы – порождение стихии, свирепой, безумной и не подвластной человеку.

Несмотря на то, что что боги и бессмертные сяни изображались верхом на драконах и даже впрягали их в свои колесницы, встреча с драконом обычному человеку, даже правителю, не сулила ничего хорошего. Поэтому, в целом, «явление Дракона» воспринималось как плохое знамение, сулящее катастрофу (в отличии от, например, от явления Феникса или Цилиня).

Изменение образа начинает меняться в положительную сторону в эпоху Цинь и первое упоминание об этом, что не удивительно, связано с первым императором – великим и не повторённым Шихуан Ди, объединившим шесть враждующих царств в единую Империю:

Может показаться, что знакомый нам образ китайского дракона – мудрый, длинный и бескрылый, был таким с самого начала.-11
«когда Цинь Ши-хуан объединил Поднебесную и стал императором, некто сообщил ему, что жёлтый дракон, наряду с земляными червями, явился знамением, ниспосланным Хуан-ди (Желтый Император) в знак того, что тот правит под покровительством фазы Почвы» / Ши цзи [43, т. 3, цз. 28, с. 1366].

Так из некоего опасного для людей существа дракон превратился вначале в знамение стихии Почвы, а позже - в универсальное благое знамение, появление которого либо подтверждало факт легитимности правителя, либо служило символом наступившей благодаря императору мировой гармонии, либо же предвещало скорое появление нового достойного правителя.

Положительный аспект желтого («Земляного») дракона был изначально привязан к императору и постепенно все больше сближался с ним: подобные «благие знамения» явления желтых драконов сопровождали каждого следующего правителя, а некоторых - по несколько раз за время правления.

Ко временам династии Сун (宋朝, Sòng Cháo 960-1279 гг.) жёлтый дракон окончательно стал официальным символом власти Императора, которым оставался до самого конца существования Империи.

Но это – уже следующая страница в метаморфозах преображения образа Китайского Дракона...

ПРИМЕЧАНИЯ:

* Культ дракона существовал еще в эпоху неолита, при этом форма дракона была спиралевидной, а тело – чешуйчатым. Подтверждением этой версии, по утверждению китайского историка Цзи Чэнмина, стала каменная кладка, напоминающая дракона, открытая в Чахай (查 海 遗址 , Cháhǎi yízhǐ) в 1994 г.

** Храм Богини 女神庙 (локация I), внесенный в список пяти крупнейших археологических открытий в Китае, был обнаружен в 1981 году, а в 1983 году начались его раскопки. Как и весь комплекс Нюхэлян, он относится к периоду расцвета культуры Хуншань (5500-5000 лет назад) и является самым древним из известных храмов Китая.

*** Это более позднее дополнение к мифу сделано комментарии Ван И 王逸 (начало II в. н. э.): «В "Чуси" говорится, что Инлун начертил на земле линии, чтобы показать Юю, где нужно рыть дренажные и ирригационные каналы».

______

Автор статьи: Рудина Валерия

Цикл сопроводительных текстов выставки «Сон Лазурного Дракона» (16/12 2023 - 25/02 2024)

(с) Первая Московская Галерея Восточной Живописи mos.gallery

Если Вам понравилась эта статься – будем рады Вашим реакциям, отметкам, комментариям и подпискам на канал!