Если в литературе Пушкин – наше все, то в музыке – Чайковский. Это самый известный русский композитор как у нас, так и во всем мире. Музыка к балетам «Лебединое озеро» и «Спящая красавица», оперы «Евгений Онегин» и «Иоланта», симфонии и романсы всем хорошо известны. Сегодня я чуть-чуть расскажу об одном его величественном произведении – увертюре «1812». Приятного чтения и прослушивания)))
История создания
Увертюра была написана к Всероссийской художественно-промышленной выставке, проходившей в Москве в 1882 году. Чайковскому предложили написать композицию на одну из тем. Он решил создать произведение, посвященное победе русской армии в войне 1812 года, к 70-летию которой планировалось строительство Храма Христа Спасителя в Москве.
Любопытно, что Чайковскому не очень нравилась идея писать на заказ. Вот что он писал в письме своему знакомому: «Увертюра будет очень громка, шумна, - но я писал ее без теплого чувства любви, и поэтому художественных достоинств в ней, вероятно, не будет». Однако, успех увертюры превзошел ожидания его автора)))
8 августа 1882 года состоялось первое исполнение в рамках упоминавшейся выставки. Концерт проходил на площади у храма Христа Спасителя. Простых слушателей и критиков поразил увеличенный состав оркестра, залпы пушек и величественный колокольный перезвон. Спустя год, во время освещения храма, увертюра была сыграна снова, а в дальнейшем, Чайковский стал включать ее в программу своих концертов.
О чем же это музыкальное произведение?
Увертюра «1812 год» - это батальная композиция, одним из прообразов которой явилась «Битва при Виттории» Бетховена. Русские войска представлены церковным песнопением «Спаси, господи, люди твоя» и официальным гимном, а со стороны французов слышится «Марсельеза». В увертюре фигурирует яркая народная песня «У ворот, ворот батюшкиных».
Однако, произведение ценно не только обилием музыкальных цитат. В боевых эпизодах увертюры звуковая изобразительность сочетается с подлинным драматизмом борьбы. Прежде всего о главной партии, пронизанной фрагментарными мотивами «Марсельезы». Стремительности и возбужденности этой музыки противостоит чудесная, спокойная, чисто русская лирика и обаятельная народная мелодия.
Увертюра открывается медленным вступлением. Звучит напев молитвы «Спаси, Господи, люди Твоя». После вступает соло гобоя с печальной и тревожной мелодией. Она разрастается, включаются все новые инструменты. Возникает картина смятения и тревоги, приводящая к решительному ходу басов (фаготы и низкие струнные). Дробь барабана, военные фанфары, краткие решительные попевки струнных рисуют собирающиеся к отпору силы. После генеральной паузы начинается центральный раздел увертюры — картина смертельной схватки. В ней господствует непрерывное бурное движение. Две нарастающие волны приводят каждый раз к появлению национального гимна Франции Марсельезы — образа захватчиков — в искаженном, зловещем звучании. Ей противостоит образ России — широкая мелодия струнных в характере народной песни, которую сменяет подлинный народный наигрыш плясовой «У ворот, ворот батюшкиных», интонируемый флейтой. Разрешение происходит в финальной части, где русская тема одерживает решительную победу над Марсельезой. Картина народного ликования подчеркивается введением военного оркестра, колокольным перезвоном и ударами подвешенного большого барабана, имитирующего пушечные выстрелы. В заключение мощно звучит российский гимн «Боже, царя храни».
На видео исполнение увертюры в Дрездене
Значение
Такое использование церковной музыки, а особенно гимна дореволюционной России привело к тому, что в СССР музыка долго не звучала. Новую популярность она обрела после начала Великой Отечественной Войны, но в ней гимн был заменен оркестровым вариантом хора «Славься» из первой оперы Глинки.
Интересно, что эту музыку, которая демонстрирует полную победу русского духа над захватчиками, любят за границей. Особенно в США. Дело в том, что в 1974 году дирижер Бостонского оркестра Артур Фидлер и бизнесмен Дэвид Мугар думали, как бы отметить главный национальный Американский праздник – празднование Дня Независимости 4-го Июля.
Для привлечения зрителей было решено использовать громкую и величественную музыку, которая бы сопровождалась запуском пиротехники. Выбор пал как раз на Чайковского) Тем более, для американцев 1812 год тоже важная дата – вторая война за независимость, в которой американцы отстояли свою свободу против англичан. Так что все сходится.
Вот такая удивительная история, как наш композитор думал, что создал что-то посредственное, а в итоге написал шедевр для всех народов)))
P. S. Если Вам понравилась статья, то подписывайтесь на наш канал в телеграмм. Там Вас ждет много разнообразного контента об искусстве в прошлом и настоящем:
Если же Вы сами хотите начать творить красоту (в дизайне, фотографии или любой другой области), то смело заходите на наш сайт, где мы подберем Вам специальную программу обучения: