Храм Рода Великороссии находился почти в центре города. Среди горожан и приезжих это было очень популярное место. Многие приходили семьями или в компании друзей, чтобы насладиться искусством молодых и талантливых певчих и музыкантов, В основном это были студенты Московской консерватории или театрального училища, некоторые появлялись вообще неизвестно откуда. Записаться петь или играть мог кто угодно, но, учитывая количество желающих, попасть в такой коллектив удавалось только одному из тысячи. Выбирали очень строго. Люди подшучивали про некоторых иностранных эстрадных звезд - “Его бы (или ее) даже близко не подпустили к Роду”.
Было очень празднично и весело. Центр зала был ярко освещен. Свет струился откуда-то сверху. В дальних углах наоборот было почти темно. Окна и само здание располагались таким образом, что естественный свет не освещал достаточно стены зала, и если, некоторые участки подсвечивались искусственно , то углы выглядели совсем мрачно. В правом дальнем углу располагалась большая медная урна на низкой, кованной жардиньерке с маленькой дубовой лесенкой темно-красного цвета. В нее, открыв предварительно специальную пробку, можно было бросить щепотку золы, принесенную прихожанами. Когда умерших сжигали, часть золы отдавали родственникам и друзьям усопшего. Они могли распоряжаться ей на свое усмотрение. Кладбищ давно не было, но некоторые люди иногда хранили у себя прах близких. Большинство, развеивали его в том месте, где завещал покойный или просто избавлялись от него как хотели, например, оставляя в здании солнца (место, где провожали в последний путь).
Вдоль правой стены справа помимо колонн, стояли величественные статуи древних богов (Даждьбог, Сварог, Коляда, Ярило, Авсень, Лада, Лель, Морана, Стриборг и др), Поскольку форма храма была трапецеидальная с уменьшением ширины от входа к дальней стене, то все статуи были видны с любой позиции. Дальше всех располагался Сварог - первое земное воплощение образа Рода. Именно он по ведам, являлся отцом первого поколения славянских богов. Ему приписывают образование суши с помощью найденного горючего камня, на котором в последствие стали обитать люди.
Сварог предстаёт перед посетителями как седобородый старец, держащий в руках кузнечный молот и посох. Следующим стоит Велес - бог мудрости, покровитель волхвов. Велеса всегда воспринимали как проводника в пути духовного самосовершенствования сопровождающего искателей истины в мире Яви. Кроме того это был бог-кудесник, предводитель чародеев и волшебников, как скотий бог, владыка животного мира, как бог Нави, страж врат иномирья, сопровождающий души, переход меж мирами свершающие, а также как бог достатка, покровитель служебных духов, владыка подземного царства и морских глубин. Бог Велес является олицетворением усердности и старательности в творении благих деяний, мудрости, уверенности, непоколебимости, способности отвечать за всё сказанное да содеянное. Он также как и Сварог является сыном Рода и духовным наставником, ведущим по Пути духовного развития всех стремящихся к просветлению, сопровождающий на стезе постижения вечных истин бытия. В этом храме он предстает в виде гусляра, играющего на музыкальном струнном инструменте, коим, по сути, явлено олицетворение многогранного мироздания.
Рядом с Велесом находится дочь Рода - Лада. Лада является божеством весны, любви и красоты. Это она покровительница как юных созданий, так и взрослых женщин. Девушки и женщины знали, что могут в любой момент обратиться к богине-матери с просьбой или бедой, а Лада всегда поможет. Но откликается она только тем, кто имел чистые помыслы. Статуя (символ) изображена в виде молодой, светлой и в то же время строгой женщины. Длинные волосы зеленоватого и желтого оттенка и длинное зеленое одеяние. Ее дети располагались в виде фигур, вырезанных в камне на постаменте Лады. Это были Жива, Леля и Морана. Лада являлась старшей из Рожениц, которые были матерями Богов. В славянской мифологии ее называют богиней любви, весны и красоты, покровительницей брака. От ее имени пошли такие слова как: лад (семейный лад), ладный, ладно, ладить.
Следующими располагались три других воплощения Хорса. (кроме Сварога) - Коляда, Ярило, Даждьбог. Сам Хорс, скорее его символ, был расположен в дальней части зала в виде огромного яркоукрашенного изваяния с тяжелей дубовой дверью чуть ниже самого символа, украшенного рубинами. Двери закрывали каменную широкую лестницу, ведущую на второй этаж. На входе по бокам стояли драконы – василиски. Эта лестница символизировала вход в Ирий.
Ирий — это место, где пируют славянские боги. Через Ирий протекает Молочная река, вследствие чего Ирий имеет название Беловодье. В Ирий попадают праведники, а грешники после смерти проваливались прямиком в Пекло. Именно в Ирий отправляются герои многих русских сказок, здесь они добывают молодильные яблоки и отсюда похищают волшебную жар птицу, здесь же били два источника — с живой и мёртвой водой.
Символ Хороса, расположенный выше дверей представлял из себя крест с загнутыми окончаниями, стремящимися к форме круга. Такой знак использовался не только в качестве амулета, но и в славянских гаданиях. Его философский символизм – упорядоченность бытия, круговорот природных событий, пробуждение и переход на новый этап существования. Такой знак используют для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему, привлечь в жизнь удачу и успех, сдвинуть дело с мертвой точки. Если Огнивец выпадал гадающему, это могло означать, что в скором времени должна наступить светлая полоса в жизни и прояснение трудных обстоятельств.
Там же, но левее располагался символ Колард – один из основных священных славянских символов. Чаще всего его использовали в обережных орнаментах, которые вышивались на одежде. Это знак семейного счастья, он помогал молодым людям и девушкам скорее сыграть свадьбу и родить здоровое потомство. Его использовали как очищающий символ в обрядах и ритуалах. Такой оберег любили преподносить в подарок дорогим людям. В обережной вышивке Колард обычно уравновешивали парным знаком Солардом, изображая его на противоположной стороне. По одной из версий, Колард помогает развить в себе сверхъестественные, магические способности, поэтому его носили при себе волхвы, ведуны и предсказатели. Также он часто использовался в заговорах на исполнение желаний и приумножение богатства.
Правее был знак Солнцеворота. Этот знак символизирует непрерывное движение солнца на небесах. Амулет с изображением Солнцеворота помогает:преодолеть любые неудачи, в особенности, связанные с трудом и работой; избавиться от внезапных бед и неприятностей; зарядиться жизненной энергией.
Статуи у правой стены богов были такого размера, чтобы их лица находились на одном уровне с живым огнем из чаши, находящейся на стеле в центре зала. Таким образом, на лицах богов постоянно играли тени от смешения пламени, подсветки снизу и сверху и естественного освещения. Создавалось впечатление, что лица были живыми, глаза искрились и иногда возникало ощущение,,, что боги улыбаются или наоборот – сердятся. Зрелище, особенно для детей, которые первый раз посещали храм, было завораживающее и запоминающееся. На пьедестале каждой статуи . были изображены сцены из древних легенд, рассказывающими о приключениях богов меньшего значения. Так например, у ног Велеса располагалось ложе на котором возлежал Сон (бог сна), а рядом с ним богиня Дрема, подносившая ему чашу с зельем и фруктами на подносе. Сна считали не злобливым, даже веселым и справедливым. Сон любил шутить, и всегда был добр к тем, кто его почитает и уважает. А еще считали, что Сон мог принимать обличия людей и разных животных, менять голоса Женою Сна была богиня Дрема – покровительница мечтаний, лени, праздного времяпровождения и, конечно, детей. Дрема любит детей без памяти. Она вечером пробирается в дом, убаюкивает малыша, гладит его по волосам, поет колыбельную. Взрослому Дрема вреда не приносит, но встает у него «в головах», туда же, куда и Смерть. Вообще сон и смерть всегда считались чем-то единым. Недаром люди говорили “уснуть вечным сном”
На втором этаже находились балконы, откуда был хорошо виден весь нижний зал и чашу с огнем. Здесь можно было отдохнуть на больших широких скамейках. Разрешалось даже сидеть за столами во время проведения праздничных ритуалов. Как правило, места на балконе на время празднования нужно было бронировать заранее. На балконе, расположенным над главным входом, размещались музыканты. Верх храма снаружи имел форму пирамиды. Изнутри потолок был выполнен в виде большого стеклянного купола, по всей площади которого был изображен млечный путь на фоне самого Рода. Род был изображен за куполом, поэтому создавалось впечатление, что он смотрит на млечный путь откуда-то сверху. Считалось, что Род является прородителем млечного пути и именно он контролирует все, что происходит в Мире.
Между статуями богов и даже немного за их спинами находилась галерея в виде разноцветной мозаики с изображениями, выполненными из полудрагоценных камней и стекла. Это были бессмертные. Выбирали бессмертных каждые 25 лет всенародным голосованием. Каждые 10 лет выдвигались несколько претендентов на бессмертие, после чего из них за период от 25 до 50 лет назад выбирали одного. Принцип выбора не менялся уже много веков. Никакие титулы и достижения не учитывались кроме одного – народная память. Изображения бессмертных делались из камней, соответствующего знаку самоцвета претендента. Учитывая, что каждое изображение изготавливалось раз в 25 лет, они значительно отличались по качеству, демонстрируя искусность мастеров своего времени. Это могло быть все что угодно, даже просто картинка, главное чтобы изображение ассоциировалось с памятью об этом, когда-то живущем, человеке. Для мастера, которому было дозволено выполнить такую работу, эта была огромная честь, и он конечно пытался вложить в это произведение, все свое мастерство. Денег за работу никто не брал, поскольку это уже само по себе было признаком признания, что и служило наградой. Среди скульпторов проводились конкурсы, каждый из них мечтал хоть чем-то быть полезным в том, чтобы оставить свой след в храме Рода, да и любого другого храма
В центре зала находилась высокая позолоченная, ярко освещенная стела, на верху которой, в большой чаше всегда горел живой огонь. Все дышало величием и праздником. Постоянно играла живая музыка с перерывами в несколько минут для смены исполнителей. Звучали песни и сказания. По особым дням устраивались настоящие представления и концерты.
Левая часть стены была наполнена изображениями и фигурами богов попроще. Их было достаточно много, они были размером с обычного человека. Здесь можно было найти картину с изображением четырехглавогоо идола Свентовита с металлическим рогом в руке и оружием рядом, трехглавого Триглава, отдыхающего на одном из холмов Щецина, Збручского идола и т.д. Даже божествам Яге и Кащею было отведено своем место.
По легенде Яга была красивой молодой девушкой. Она выглядела не хуже, чем богиня любви и красоты Лада. Яга не просто была красавицей, но и искусным воином. Она одна могла противостоять большому количеству врагов. Кощей тоже относился к божествам. Его отец Чернобог (Змей Тьмы), а братья – Вий и Горын. Поэтому с Ягой их связывали родственные связи. Кощей был правителем царства Нави (Кощеево царство) и обладал несметными богатствами. После Чернобога именно он имел огромное могущество и мудрость. Ему подчинялись все сущности и твари царства мертвых. Несмотря на то что он владел магией, Кощей редко перевоплощался. Это был высокий худощавый старик с бородой, который больше смахивал на скелет. В некоторых местах можно было четко разглядеть в изображениях древних историй шишиг, русалок, водяных, шишов, берегинь, леших и даже чертей и бесов. Вся эта нечисть дополняла общую картину некоторой иронией и предостережениями, что не все в мире иеально и помимо главенствующих богов, мир населен более мелкими каверзными и лживыми персонажами. уродство, воровство, обман и жестокость как скопище пороков соединялось в общей карусели хитрых взглядов и ужасных физиономий вурдалаков, виев, кикимор и другой нечисти. Мертвяки, лихи, карачуны, игоши, кого только здесь нет. Все они имеют свою историю и также как и остальные находятся под всевидящем взором Рода.
Водяной
Хозяин вод. Он обитает на дне, командует водными жителями, в том числе и русалками, а также пасет косяки рыб. Водяного можно встретить в омутах или под водяной мельницей. В старину вообще считали, что мельники имеют связь с водяными и, соответственно, со всей нечистой силой. Водяной по своей сущности не агрессивный дух, но затащить к себе в царство зазевавшегося человека может. Делает он это исключительно с целью поразвлечь себя
Шишига
Маленькое, горбатое существо, брюхатое, холодное, с сучковатыми руками. Набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду. В отличие от всем известного водяного, шишига обитает в камышах, предпочитает мелкие речушки и водоемы. Днем отсыпается, появляется только в сумерках. Можно предположить, что шишига состоит в родстве с шишом (см. ниже), ибо напоминает его мелочностью своих пакостей.
Шиш
Нечистая сила, обычно живущая на обочинах дорог, там же справляющая свои свадьбы (пыльные омуты). Голова у него с кулачок, нос длинный и вертлявый - словом, похож на кукиш. «Хмельные шиши» мучают пьяниц, допившихся до белой горячки.
Русалка - человекоподобное существо, обычно женского пола, обитающее в водоемах. Также её называют купавкой, водяницей, шутихой. Русалка похожа на людей, с очень длинными волосами и иногда с рыбьим хвостом вместо ног. По ночам русалки любят выходить из воды, располагаться на камнях или на траве и расчёсывать свои волосы. Женщин русалки недолюбливают, а молодых парней русалки завлекают, щекочут, пытаются перевернуть лодки рыбаков или разными способами заманить пловца на глубину. Чтобы уберечься от чар русалок, нужно избегать их взгляда и смотреть в землю.
Леший
Лесной дух-оборотень. Внешний вид Лешего очень похож на человеческий, но его легко вычислить по перепутанной обуви. Часто у Лешего нет правого уха, волосы обычно с пробором налево, а зелёные глаза горят, словно угли. Леший может принять облик любого лесного существа или растения. В лесу он хозяин, и все подчиняется его правилам. Леший предпочитает жить в ельниках, очень любит громко петь и ходит по лесам с очень большой скоростью. Также лешие умеют имитировать голоса человека, заводя ауканьем в чащобы путников. К соседям он относится уважительно — будь то полевик (повелитель полей) или домовой. Боится Леший чёрных петухов, трёхцветных кошек и «четырёхглазых» собак (имеется ввиду собака, у которой над обычными глазами белые «брови»). И поселения с такими обитателями предпочитает обходить стороной. Лешие не имеют цели причинить человеку какой-то вред, они скорее шутят, просто шутки их получаются злые и грубые - то заведут человека в топь, то туман в глаза напустят. Впрочем, от морока человеку легко избавиться - достаточно поменять местами обувь на правой и левой ногах, или одеть вывернутую на изнанку одежду. Однако в день на Ерофея-мученика (17 октября) в лес ходить не стоит - лешие бесятся, и ничто их не берет, тогда они могут причинить настоящий вред и даже погубить человека.
Вий
Существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, то уже ничто не утаится от его взоров. Вий одним взглядом своим убивает людей и обращает в пепел города и деревни. К счастью, убийственный взгляд его закрывают густые брови и близко прильнувшие к глазам веки, и только в том случае, когда надо уничтожить вражеские рати или зажечь неприятельский город, поднимают ему веки вилами. Вий считался одним из главных служителей Чернобога. Его полагали судьей над мертвыми.. Его почитали насылателем ночных кошмаров, видений и привидений, особенно для тех, у кого не чиста совесть.
Лихо
Дух зла, несчастья, олицетворение горя. Облик лиха очерчен не вполне определённо. Как и многие обитатели иного мира, лихо и похоже на человека, и отличается от него. Лихо предстаёт либо как огромный одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с человеком находится Лихо - его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь терроризирует его. Тем не менее человек сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо - он слаб, не может противостоять повседневным трудностям.
Белая баба
Предвестница несчастья. Внешне это высокая женщина одетая в белую ткань с головы до ног. Она внезапно появляется чаще всего из лесу на дороге. Белая Баба обычно стоит молча с закрытыми глазами или плачет и причитает. Иногда она просит купить ей белую ткань, а взамен предсказывает будущее. Исчезает также внезапно, как и появляется. Своим появлением она предвещает несчастье, войну, болезнь, смерть. Если в доме находился больной, для того, чтобы не допустить Белую Бабу, под крыльцом зарывали кобылью голову, вешали косу над воротами или на верхнем косяке дверей, приколачивали к порогу подкову
Карачун
Злой дух, символизирующий внезапную смерть в молодом возрасте, смерть от холода или мороза. Чаще всего изображается седобородым стариком с суровым выражением лица и леденящим взглядом. По некоторым данным, Карачун является праобразом Деда Мороза
Слева между картинами и небольшими фигурами идолов были двери, за которыми находились комнаты ведунов и успокоения. Чтобы стать специалистом по ведам (ведуном) необходимо помимо окончания религиозных курсов , иметь высшее образование, а также некоторый опыт по работе с людьми. Здесь можно было поговорить об истории и предназначении того или иного божества, подобрать себе способ верования или избавления от пороков. Каждый человек мог обратиться к ведунам и попытаться разобраться вместе с ним с душевными проблемами. Люди, даже абсолютно не верующие, иногда шли к ведунам просто посоветоваться
Конечно действительно верующих ,было очень мало, и посещение храма больше напоминало экскурсию или просто приятное время препровождение. Сюда часто заходили влюбленные, поскольку, так повелось, что площадь перед Храмом, использовалась как место назначения свиданий. Но все равно, прикасаясь к традициям предков, люди вспоминали, что в каждом из них, как было и раньше есть место злу и добру, совести и чести, трусости и предательству. Наверное боги помогали и излечивали нуждающихся в и по сей день.
Все это вспомнилось Володе, и он буквально на несколько секунд ощутил себя тем ребенком, которого родители приводили когда-то в этот храм, расположенный недалеко от их дома. Мог ли он предполагать сейчас, стоя за сценой, что через 30 лет его глиптика из зеленого самоцвета, с открытым взглядом и с сжатым в левой руке грифом гитары появится между Мораном и Стриборгом, и люди будут приходить именно к нему и что-то просить или спрашивать. В тот момент он рассмеялся бы над наивными людьми, просящими помощи у человека, который даже себе помочь не смог. Зачем они будут приходить к нему, Владимир поймет гораздо позже, там на стене, между двумя мертвыми статуями, а сейчас, он, стряхнув с себя детские воспоминания, сделал несколько шагов по сцене, поздоровался со зрителем и провел большим пальцем правой руки по струнам. Зрители замолчали, резкий звук минорного аккорда, прошедший через микрофон и усилители, разорвал тишину, отделив прошлое от настоящего и началось маленькое волшебство.