Аннотация. В статье приводятся результаты использования техники
«Тренкадис» для развития студентов с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова: арт-терапия, инклюзивная технология, профессиональная проба, лица с интеллектуальными нарушениями
Lebed Anastasia A.,
Head of the Center for Inclusive Education GPOU TO «Novomoskovskiy multidisciplinary College»,
Novomoskovsk, Tularegion,
e-mail: anastasiya.lebed@tularegion.org
THE USE OF THE TRENKADIS TECHNIQUE IN INDUSTRIAL TRAINING CLASSES AND DURING PROFESSIONAL TESTS FOR
PERSONS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES
Abstract. The article presents the results of the use of Trenkadis technology for the development of students with intellectual disabilities.
Keywords: art therapy, inclusive technology, professional test, persons with intellectual disabilities/
У подростков с интеллектуальными нарушениями существенно снижен уровень познавательной активности и способность к осознанной регуляции трудовой деятельности. Это обуславливает постоянный поиск педагогических технологий, способствующих раскрытию личностного, профессионального и творческого потенциала студентов с интеллектуальными нарушениями в процессе профессионального обучения.
Одной из действенных технологий коррекционно-развивающей работы является арт-терапия. Занятия арт-терапией разнообразны и имеют различные виды и формы работы. Техника «Тренкадис» (мозаика из битой керамической плитки) как техника арт-терапии заимствована их сферы архитектуры, где она используется с конца девятнадцатого века. Необычная техника дает полную свободу фантазии и позволяет создавать яркие и неповторимые композиции.
Именно поэтому она может быть использована для реализации индивидуальных творческих проектов в технике «Тренкадис» из кусочков битой керамической плитки студентами с интеллектуальными нарушениями, обучающимися по профессии «Штукатур», «Маляр», на занятиях по производственному обучению, а также при проведении профессиональных проб в рамках мероприятий по профессиональной ориентации учащихся 6-9 классов, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам для детей с интеллектуальными нарушениями.
В основе указанной инклюзивной технологии лежит личностно- ориентированный подход, социальная и образовательная интеграция, теории социальной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, Л.И. Аксенова, Л.И. Акатов, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Егорова, Д.В. Зайцев, Н.Н. Малофеев, Л.М. Шипицына, О.Н. Потапова).
Техника «Тренкадис» (мозаика из битой керамической плитки) развивает оба полушария мозга, пространственное мышление, мелкую моторику, координацию движений, развивает творческие способности студентов, умение мыслить нестандартно. Занятия по выкладыванию мозаики из битой керамической плитки развивают художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, способствуют коррекции эмоционально-волевой сферы, всех психических функций: восприятия, внимания, мышления.
Инклюзивная технология в обязательном порядке должна быть регламентирована адаптированной программой профессионального обучения для лиц с интеллектуальными нарушениями по профессиям «Штукатур»,
«Маляр», а также программами профессиональных проб для учащихся 6-9 классов, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам для детей с интеллектуальными нарушениями.
Минимальными условиями реализации технологии являются:
- кадровые: мастера производственного обучения, сотрудники структурного подразделения, реализующего инклюзивное образование;
- материально-техническое обеспечение: архитектурная доступность, оборудованные мастерские;
- учебно-методическое обеспечение: адаптированная программа, программы профессиональных проб.
- информационные: сайт учреждения; группы в социальных сетях.
Этапы и содержание профессиональных действий при реализации индивидуальных творческих проектов в технике «Тренкадис» из кусочков битой керамической плитки студентами с интеллектуальными нарушениями, обучающимися по профессии «Штукатур», «Маляр», на занятиях по производственному обучению:
Срок использования технологии - в течение учебного года
I этап: подготовительный – сентябрь текущего учебного года.
Цель: подготовка условий для реализации индивидуальных проектов. II этап: практический – октябрь-апрель текущего учебного года.
Цель: реализация индивидуальных творческих проектов.
III этап: аналитический – май текущего учебного года. Цель: анализ результатов проведенной работы.
Количественные результаты, на которые направлена технология:
- результативность участия студентов с ОВЗ и инвалидностью в региональных и национальных чемпионатах «Абилимпикс»;
- результативность участия студентов с ОВЗ и инвалидностью в творческих конкурсах различного уровня;
- охват учащихся 6-9 классов, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам для детей с интеллектуальными нарушениями, профессиональными пробами с использованием техники
«Тренкадис» (мозаика из битой керамической плитки).
Качественные результаты, на которые направлена технология: а) для студентов с интеллектуальными нарушениями:
- раскрытие личностного, профессионального и творческого потенциала студентов с интеллектуальными нарушениями;
- развитие способности к успешной социализации и воспитание активной жизненной позиции;
- приобретение опыта взаимодействия на основе сотрудничества;
- развитие познавательной и социально-творческой активности;
- развитие умения мыслить нестандартно.
- развитие художественно-эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности.
б) для обучающихся, участвующих в профессиональных пробах:
- познакомить обучающихся со спецификой профессии (отдельными видами трудовых операций, материалами и инструментом);
- дать попробовать себя в отдельных видах профессиональной деятельности (освоить на практике некоторые приемы изготовления рамки декоративной);
- проверить наличие профессионально значимых качеств у участников профессиональной пробы;
- помочь участникам профессиональных проб сформировать собственное мнение о профессии (утвердиться или отказаться от выбора данной профессии);
- гармонизировать процесс вхождения в профессию у подростка.
Качественные и количественные результаты могут быть оценены следующими исследовательскими инструментами, методами:
- анализ участия студентов в конкурсах различного уровня;
- педагогические наблюдения;
- мониторинг профессиональных проб.
Реализация индивидуальных творческих проектов студентами с интеллектуальными нарушениями в рамках рассматриваемой инклюзивной практики повышает интерес к участию студентов в конкурсах, фестивалях различного уровня. Результативность участия студентов с ОВЗ и инвалидностью в региональных чемпионатах «Абилимпикс» по компетенциям «Облицовочные работы», «Штукатурные работы и сухое строительство», «Каменные работы»,
Охват учащихся 6-9 классов, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам для детей с интеллектуальными нарушениями, профессиональными пробами с использованием техники
«Тренкадис» (мозаика из битой керамической плитки) за 2023 г. - 151 чел.
Программа профессиональной пробы по профессии «Облицовщик – плиточник», компетенция – «Облицовка керамической плиткой» ГПОУ ТО
«Новомосковский многопрофильный колледж» в соответствии с приказом Министерства образования Тульской области от 21.04.2023 г. № 790 заняла первое место на конкурсе программ профессиональных проб в номинации
«Профориентация и наставничество».
Список использованных источников и литературы
1. Пирон, Н. О. Арт-терапия как средство развития творческих способностей студентов
/ Н. О. Пирон // Актуальные проблемы образования: позиция молодых: Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Челябинск, 05–29 апреля 2022 года. Том Часть 1. – Челябинск: Издательство ЗАО "Библиотека А. Миллера", 2022. – С. 49-51.
2. Царевина, О. В. Использование методов арт-терапии в психолого-педагогическом сопровождении студентов с инвалидностью и ОВЗ в условиях колледжа / О. В. Царевина // Инклюзия в образовании. – 2020. – Т. 5, № 4(20). – С. 123-128.
3. Черкашина, Е. С. Использование арт - терапии со студентами инвалидами и лицами с ОВЗ в условиях инклюзивного образования / Е. С. Черкашина, С. В. Хомякова, Н. А. Черкашина // РОЛЬ НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ в МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО
ОБЩЕСТВА: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 13 июня 2019 года. Том Часть 1. – Магнитогорск: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2019. – С. 74-76.