Знаете, в чем суть закона убывающей предельной полезности? В том, что, чем больше потребляешь благо в его количественном выражении, тем меньше пользы оно тебе приносит. Проще говоря, каждый следующий кусок торта кажется менее вкусным, чем предыдущий. С километрами это тоже работает. Если долго не получается вырваться на покатушку, то сначала кайфуешь, а потом ловишь себя на мысли, что накаталась, а многоэтажек на городской окраине на горизонте не видать.
Велосипед у меня один на все случаи жизни, и никогда такого не было, чтобы одного велосипеда мне было мало. Разве что тогда, когда мне "повезло" зверски распороть покрышку. Велосипед остался без колеса, а я без велосипеда. Новая покрышка сначала долго ехала, а потом оказалась не того размера. Сборщикам заказов что 4,5, что 4,8 - все едино. В общем, около месяца я каталась на велосипеде мужа, но это было вынужденной мерой, а не плодом моего желания. Вот у мужа два велосипеда, а катается он на моем, и это уже его выбор, а не необходимость, и это другое.
Почему же мне для счастья хватает одного-единственного велосипеда?
Во-первых, потому что я из тех людей, которые занашивают до дыр любимые вещи. Да-да, покрышки тоже до дыр занашивают.
Едешь на другом велосипеде, и все на нем другое. И седло непривычное, и флягодержатель под правую руку, и даже скорости переключаются иначе. Расслабиться бы, да не можешь. Такие, как я, к вещам привыкают долго, зато потом долго пользуются ими взамен на удобство и легкость.
Во-вторых, потому что мой велосипед хорошо подходит под мои задачи. Грунты разной степени качества, эксплуатация в любое время года, неприхотливость в обслуживании, минимум асфальта и города. На выбор велосипеда я потратила не только n-ную сумму, но еще и n-ное количество времени. Читала, думала, спрашивала и снова думала.
Почему же не всем велосипедистам хватает одного велосипеда? Потому что люди все разные и велозадачи тоже у всех разные. Разберем, по каким принципам строятся велогаражи.
1. Старый и новый
Самое простое сочетание велосипедов в велогараже. Был один велосипед, служил верой и правдой, да состарился или просто надоел. И появился еще один велосипед, новенький, без царапин и сколов на раме и с блестящими звездами. Все. С этой самой поры велосипедист становится счастливым обладателем двух велосипедов.
Старый - выбросить жалко и за дорого не продашь. Чтобы продать за дорого, нужно потратиться на ремонт. Продавать за дешево тоже жалко.
Новый - жалко по другим причинам. Не хочется его в осеннюю грязь тащить, и под дождем без зонтика заставлять мокнуть не хочется. Новый же, чистенький, не битый, не крашеный.
Жалость к велосипедам порождает идею кататься в плохую погоду на старом велосипеде, а на новом - выезжать по особым случаям. Так будет продолжаться до тех пор, пока старый велосипед будет ездить. Не обратится в прах, так сказать. Ну или жена не заставит от него избавиться в целях расхламления жилплощади.
2. Велосипед по каждому месту жительства
В этом принципе построения велогаража есть здравое зерно. Не таскать же с собой велосипед на каждое место жительства, если, конечно, не перемещаться от одного места жительства к другому на велосипеде.
Работает велосипедист вахтами, к примеру, или любит на даче пропадать. Тогда сам бог велел иметь велосипед и тут, и там. Можно и на машине возить. На креплении или в багажнике. Но, чем меньше с собой нужно возить, тем лучше. Меньше шансов забыть и меньше возни. Захотел - прокатился, не получилось - стоит велосипед там, где стоял. Я бы старые велосипеды из первого пункта на дачу отправляла бы. И послужит еще с пользой, и дома не мешается.
3. Для каждого участка дороги
Есть разносторонние велосипедисты. Любят, например, приобщаться к природе на безжалостных грунтах и скорость на шоссе чувствовать. Таким и МТБ-велосипед нужен, и шоссейник. Или, например, любят грунтовые покатушки и прыжки через трамплины. Таким хардтейл и двухподвес подавай, и еще что-нибудь типа фэтбайка для межсезонных радостей.
Вот и появляются в велогараже велосипеды разной направленности. И, чем более разносторонняя личность велогаражом владеет, тем больше велосипедов. У некоторых даже антиквариат хранится. Аист, Школьник. Ладно, Аист и Школьник больше к первому пункту относятся. Это представители старшего поколения из нажитой непосильным трудом династии, но каждому из них доверяется почетная миссия. Ездить по определенному участку дороги, потому что именно этот велосипед именно с этим участком дороги справляется лучше, чем никто другой.
4. С мотором и без мотора
Если велосипедисту требуется мотор на двухколесном друге, то это отдельная тема для обсуждения.
По сути велосипед с электродвигателем это уже не велосипед в чистом виде, так как приводится в движение не только мускульной силой человека через педали. Да, на электровелосипедах тоже можно и крутить педали, и подкручивать, но, если бы основной задачей велосипедиста было бы именно приведение в движение велосипеда собственными силами, то и приобретался бы обычный велосипед, без электродвигателей. На электровелосипедах ездят те, кому бонус в виде мотора нужен. А уж, зачем нужен и как часто им пользоваться, дело десятое.
Например, требуется человеку по городу быстро перемещаться и минимально при этом уставать. Купил велосипед с моторчиком и катайся на здоровье. Еще и подкрутить самому можно. А еще тому же самому человеку хочется долго велосипед гнать до глухих лугов, как в старой песне. Можно электропомощью не пользоваться в данном случае, но приводить в движение мускульной силой велосипед, который весит килограмм 20, а то и все 30, то еще удовольствие. Крутить педали и разгоняться приятнее на велосипеде без мотора. Вот и два велосипеда в гараже, и каждый нужен.
5. Для себя и для гостей
У некоторых в велогараже имеются "гостевые" велосипеды. А что, удобно. Особенно для радушных хозяев домов, в которых гости - явление частое. Я, например, человек нелюдимый. Подумаю хорошо, пускать ли на порог кого-то, не то что еще лишний велосипед держать для такого повода.
Велосипеды для гостей производятся из старых велосипедов. Если нужно старому велосипеду поручить почетную миссию, а его хозяин - человек общительный, почему бы и нет, наверное.
Как появляются велогаражи
Знаете, какой вопрос меня мучил неопределенное время? Откуда у людей берется куча велосипедов? Не 2-3, а 5, 6, 7, 8. Вариант, когда в одной семье несколько велосипедов, я не рассматриваю. Когда у каждого члена семьи есть собственный велосипед, вопросов не возникает. Не по очереди же люди должны кататься, в самом деле. Вопросы появляются, когда одному человеку принадлежит полноценный велогараж. Зачем обычному велосипедисту полноценным велогаражом владеть?
Нет, никто из счастливых владельцев велогаража не ставил перед собой цели разжиться количеством велосипедов, которого хватило бы для небольшой сборной. Сначала появился один велосипед, потом еще один, а потом еще. И пошло-поехало. Старый, новый, для шоссе, для дачи, для гостей, с мотором. Если вышеизложенные принципы строительства велогаражей применить максимально продуктивно, то в собственности велосипедиста может быть любое количество велосипедов, в том числе и то, от которого округляются глаза у человека, не имеющего опыта наполнения велогаража полезным содержимым.
А вопрос на повестке дня был другим. Сколько велосипедов нужно человеку для счастья? Я считаю, что для счастья человеку нужен один велосипед, исправный, привычный и верный, словно лучший друг.
Для полного счастья, чтобы было грех жаловаться, может, еще один велосипед пригодится. Но не старый, которому нужно обязательно найти дело, чтобы не стоял просто так. И не узкоспециализированный, если кататься по шоссе пару часов в месяц или изредка проезжать мимо трамплинов. От владения такими велосипедами счастья не прибавляется.
Счастья прибавляется, когда можно прокатиться, когда захочется. Когда с покатушки привозишь усталость и впечатления. Когда через года есть, что вспомнить, и есть, что рассказать. Ну и сколько велосипедов для такого счастья надо, если не один? Напишите об этом в комментариях.