Найти тему

Что значит «неверные пальцы» и чем чревата такая игра на фортепиано. А также три заповеди пианиста

Оглавление

Пренебрежение аппликатурной грамотностью несовместимо с пианистическим развитием. Это закон. Игра пальцами «от фонаря» – одна из тех проблем, которая может стать причиной застоя как в техническом развитии, так и в развитии музыкального мышления ученика в целом.

На всякий случай поясню, что такое аппликатура – собственно способ расстановки, порядок пальцев при игре на музыкальном инструменте. В нотах он обозначается цифрами. Но для каждого инструмента своя нумерация. Для фортепиано она следующая:

[а те, кто знает – ещё разочек повторим 😉]

Аппликатура на фортепиано. Школа музыкальной эстетики и фортепианного исполнительства ©
Аппликатура на фортепиано. Школа музыкальной эстетики и фортепианного исполнительства ©

Можно с уверенностью сказать: если проигнорировать аппликатурный аспект в процессе обучения фортепианной игре – из этого рано или поздно выйдет некоторое «уродство» механической памяти аппарата (рук).

Переделать это крайне трудно. Если, конечно, до этого дойдёт. Ведь для того, чтобы руки запомнили плохую игру, всё же нужно достаточно долго её тренировать.

⚠ В дальнейшем, без соблюдения правил корректной позиционной игры, которая и есть благодарное следствие использования соответствующей аппликатуры, и при параллельной технической нагрузке, возможно просто «испортить» руки, сорвать их, переиграть, что нередко случается, когда нагрузка не совпадает с возможностями.

Но ведь неправильная аппликатура способна приуменьшать, сдерживать эти возможности, что увеличивает риск подобных проблем.

ТРИ ЗАПОВЕДИ ПИАНИСТА

Ноты правильно читай,

Пальцы в нотах соблюдай

И считай, считай, считай!

Школа музыкальной эстетики и фортепианного исполнительства ©
Школа музыкальной эстетики и фортепианного исполнительства ©

Причина привычки играть «абы как» кроется в элементарной лени, нежелании напрягаться, или же напротив – стремлении быстрее сыграть, при этом игнорируя ключевое «как сыграть?»

Обычно в таких случаях, когда детская самоуверенность сталкивается с практическими сложностями – желание заниматься может и вовсе исчезнуть. Чтоб этого не допустить, важно с самого начала объяснить ученику, что залог быстрого выучивания музыки заключается в запоминании не только нот, но и цифр.

Если каждый раз играть как придётся, руки не смогут найти, войти в родную позицию и в итоге привыкнут к «бомжеванию» на клавиатуре [детям, конечно, нужно как-то иначе это объяснить 🙊].

Береги руки снову...

Двигательная, тактильная память пианиста во многом формируется на автомате, при неоднократной тренировке, игре того или иного вида техники. И в связи с тем, что пальцев на руках у человека не так-то уж и много с учётом бесчисленных миллионов комбинаций нот – существуют определённые правила, аппликатурные приёмы, которые позволяют максимально реализовывать физиологически-технический потенциал аппарата.

При этом, всё довольно просто, главное – естественность и логичность, целесообразность и предусмотрительность. В общем, нужно думать, и обращать внимание на циферки в нотах. Всё закономерно и похоже одно на другое.

Если в первые годы обучения ребёнку стоит немалого напряжения постоянно отслеживать «поведение» своих рук во время игры, сверяя её с нотным текстом, то в период становления, многие вещи происходят на автопилоте. При условии, что этот «автопилот» был сформирован на первых этапах!

Речь о той самой аппликатурной грамотности. Это позволяет пианисту достигать значительной свободы в игре, беглости, силы, лёгкости и прочего. А также, владение своими руками – всегда источник уверенности для исполнителя.

Иногда возможны несколько вариантов аппликатуры, с условием специфики конкретного исполнителя. У пианиста, ученика появляется оправданное право не соглашаться с редактором, даже если редактор – сам композитор.

Работать с произведением становится интереснее, появляется осознанная свобода, профессиональное знание и чутьё. Но эти возможности открываются только при условии должного исполнительского воспитания.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Также статьи:

Мои уроки: