Найти тему
ВуальВинтаж

Эльза Скьяпарелли: величие, декаданс и возрождение Ч.3

Благодаря поддержке кутюрье Поля Пуаре, который восхищался ею, карьера Эльзы Скьяпарелли начала стремительный взлет. Ее работы подчас сложны с технической точки зрения (она настаивает на том, что необходимо «обучать тело приспосабливаться к платью») , а также полны оригинальности, но это не мешает тем, кто одевается у Скьяпарелли.

Ее линии одежды не то чтобы так уж экстравагантны, но некоторые узоры или детали, которые она использует (особенно в вечерних нарядах), гарантированно вызывают разговоры, например, роскошные женские профили, нарисованные Жаном Кокто, или платье-лобстер, придуманное самим Дали, созданное после его знаменитого телефона. Лобстер, расположенный на платье на уровне бедер и подразумевающий собой фаллический символ, вызвал скандал.

Аксессуары Schiaparelli представляют собой целый сюрреалистический ассортимент: ботильоны с волосами (дань уважения полотну "Безоружная любовь" Рене Магритта), перчатки «когти» (встроенные ярко-красные или золотые ногти), вечерний клатч в виде телефонного циферблата и такой же пудреницей, шляпка-туфелька (опять же Дали, в 1937 году), шляпа-маска, шляпа с вырезом для подглядывания (без какой-либо надежды остаться незамеченной), шляпа с украшенными драгоценными камнями руками, ласковая шляпа, невероятная шляпа-курица или биби-лобстер-все это создает неповторимый Дали.

"Безоружная любовь" Р. Магритт
"Безоружная любовь" Р. Магритт
Перчатки-когти
Перчатки-когти
Шляпка с вырезом для подглядывания
Шляпка с вырезом для подглядывания
Биби-лобстер
Биби-лобстер
Ласковая шляпа
Ласковая шляпа
Шляпа-курица
Шляпа-курица

Художники сами ищут сотрудничества: Диего Джакометти (чья работа сегодня может стоить более 100 миллионов евро) рисует для нее украшения-скульптуры, Эльза Триоле - забавное ожерелье из аспирина.

Колье-аспирин
Колье-аспирин

Изобретение готовой одежды

Как и ее соперница Габриэль Шанель, Скьяпарелли не желает видеть женщину, укутанную с ног до головы в длинные и закрытые вещи. Их обоих объединяет то, что они основывали свою работу на социальных и эстетических изменениях своего времени: общество изменилось, женщины ушли с кухни, они стали работать, заниматься спортом.

В бутике Schiaparelli, открытом в 1927 году, на расхват продаются трикотажные платья и свитера, сшитые из тканей с рисунками-обманками, блестящая инициатива, вдохновленная живописной техникой, изобретенной итальянцами. Первой моделью такого плана, был свитер с«большим бантом-бабочкой спереди, создававший эффект шарфа, обмотанного вокруг шеи».
Однажды для американского универмага клиент заказал сорок штук таких свитеров и сорок юбок к ним . Он был не в курсе, что каждая модель, представленная в магазине - уникальна в отличие от трикотажа от Chanel, создаваемого на заводе, и шилась вручную армянской крестьянкой для Эльзы. Последняя немедленно принимает заказ, в то же время задаваясь вопросом, как она справится с этим. Она закупает шерсть на распродаже в Галери Лафайет, и благодаря работе нескольких дюжих армянок, все восемьдесят штук тремя неделями позже будут доставлены в Америку.

Трикотаж с рисунками-обманками
Трикотаж с рисунками-обманками

Ее трикотажная одежда в стиле обманного рисунка, обладает неподвластной времени эстетикой, о чем свидетельствует успех Сони Рикель, которая сорок лет спустя начала свою карьеру, вдохновившись этой идеей. Эльза и сама порой заимствовала идеи: ее фирменный цвет, "шокирующий розовый", был вдохновлен розовыми тканями инков, которые ей показала муза минимализма Евгения Эрразурис.

От скандалов до Уимблдона

Неудивительно, что Шанель ей завидовала: "Скьяп" была первой везде. На рубеже 1930-х годов она изобрела юбку-шорты, запатентовала купальник со встроенным бюстгальтером и ввела молнию в моду где только можно (вместо того, чтобы скрывать ее, она демонстрирует ее как украшение, структуру платья, как аксессуар). Ее трикотажные изделия с обманным рисунком раскупаются в Европе и Соединенных Штатах, это дает ей возможность сделать решительный шаг.

Купальник от Скьяпарелли
Купальник от Скьяпарелли
Молния как яркий элемент платья
Молния как яркий элемент платья
Эльза в скандальной юбке-шортах
Эльза в скандальной юбке-шортах
Лили Альварес в спортивной юбке от Скьяпарелли.
Лили Альварес в спортивной юбке от Скьяпарелли.

В то время как Великобритания едва оправляется от потрясения, вызванного юбкой-шортами, которую Эльза надела в Лондоне, кутюрье наряжает на свой лад чемпионку по теннису Лили Альварес для турнира на Уимблдоне. И вызывает самый большой скандал с одеждой с тех пор, как появились короткие рукава и юбка миди Сюзанны Ленглен. Альварес носит укороченные брюки, своего рода спортивную версию юбки-шорт, под короткой юбкой. Daily Express воспроизводит письмо читательницы, в котором говорится, что женщина, которая «имеет наглость появиться на Уимблдоне в одном из этих платьев, разделенных пополам [ ... ], заслуживает серьезного наказания».
Вышеупомянутая испанская теннисистка также являлась заслуженной лыжницей, занималась автогонками и верховой ездой. Все эти стечения обстоятельств использует Эльза, которая открывает "Скьяпарелли-для занятий спортом" на улице Мира, 4 (до сих пор она использовала квартиру в качестве магазина). Коллекция трикотажа «пополняется купальниками, пляжными пижамами и аксессуарами. Узоры разнообразны (абстрактные черепахи, скелеты, татуировки моряков...).» Америка в восторге от этого нового жанра, сочетающего высокую моду и спортивную одежду: кутюрье подписывает свои первые лицензионные соглашения. Вот так Эльза Скьяпарелли изобрела индустрию готовой одежды.

Период взлета.

Эльза Скьяпарелли кажется ненасытной. Новые материалы исследуются с любопытством, от вискозы до родоида (знаменитое ожерелье, украшенное металлическими насекомыми, было продано на аукционе в 2018 году за 85000 евро). Ее пристрастие к новым синтетическим тканям высмеивает Шанель, которая приглашает ее на балу потанцевать слишком близко к свече. Одежда Эльзы вспыхивает, но она остается целой и невредимой. Ее духи, выпущенные в 1929 году, также способствовали популяризации ее имени. Она одевается весь Голливуд и даже Уоллис Симпсон и герцогиню Виндзорскую и жену предполагаемого короля Эдуарда VIII, позирует на страницах Vogue в своем платье-лобстере. В 1934 году она стала первой женщиной, попавшей на обложку журнала Time, что являлось степенью высшего признания ее таланта и успеха. В следующем году она открыла ателье-бутик на Вандомской площади (оформленный Жан-Мишелем Франком, двоюродным братом Анны Франк, и Диего Джакометти, две легенды, чьих имен было бы уже достаточно, чтобы это место стало легендарным). Это она только что изобрела дом моды в его современной версии, где продажа и производство сосредоточены под одной крышей. Именно благодаря Эльзе Скьяпарелли, камуфляжный принт впервые появился в женской одежде. Приближается Вторая мировая война, а Эльза, несмотря на это, продолжает вводить новшества, приспосабливаясь, по-своему, к ситуации: коллекция «Cash & Carry» включает в себя гигантские карманы в так называемой утилитарной одежде, чтобы всегда быть наготове в случае воздушного налета.

От Дада до Леди Гага

Она продолжает выпуск новых коллекций вплоть до начала войны, в момент оккупации Франции она уезжает в Соединенные Штаты, оставив на время свой дом моды доверенным лицам.

После войны, вернувшись в освобожденную Францию, Эльза стремится вдохнуть новую жизнь в свой бренд, нанимая молодых таланты, такие как Юбер де Живанши и Пьер Карден. Марсель Вертес продолжает рисовать смелую рекламу ее духов (молодая вальсирующая женщина, которая, кажется, выскальзывает из своего платья во время танца; рисованный эпизод, который напоминает Эльзе о собственной юности), а в Соединенных Штатах, другой иллюстратор по имени Энди Уорхол, отвечает за отрисовку аксессуаров. Но ничего не помогает, вдохнуть новую жизнь в дом моды так и не удалось. Она с грустью осознает, что мир высокой моды изменился. Она закрывает двери своего модного дома в 1954 году. Последующие годы она посвятила популяризации своего парфюма "Shoking" от Shiaparelli , а также написанию биографии "Shocking live" . Эльза Скьяпарелли скончалась в 1973 году в возрасте 83 лет.

Промышленник Диего Делла Валле, уже владеющий люксовым брендом Tod's, возрождает модный дом в 2006 году. Кутюрье Кристиан Лакруа стал его первым художественным руководителем, после на этом посту его сменил Марко Занини. Скьяпарелли возвращается на свой исторический адрес, Вандомскую площадь, 21, в Париже, в 2012 году. Недавний приход американца Дэниела Роузберри к художественному руководству дома моды имеет огромный успех: его переосмысления флагманских моделей Эльзы, наполненные совершенно сюрреалистическим изобилием, которые носят современные актеры и певцы, а также общественные деятели, например: Бейонсе, Селин Дион, Мишель Обама, Джиджи Хадид на Каннском кинофестивале или Леди Гага на инаугурации Джо Байдена.


Начало

Часть 2