Найти в Дзене
ИнтерES

Ложная память. Интересные исследования

Пионеркой в области исследований ложной памяти стала Элизабет Лофтус. В своих экспериментах она, например, заставляла людей изменить оценку факта из их воспоминаний. Например, она показывала людям видеозапись аварии, только у одних она спрашивала «с какой скоростью ехали машины, когда соприкоснулись?», а у других: «с какой скоростью ехали машины, когда влетели друг в друга?». В итоге, во втором случае люди оценивали скорость намного выше. В другом опыте, с помощью наводящих вопросов ученая внедряла воспоминание о том, что испытуемый потерялся в торговом центре, в возрасте 5 лет. Оказалось, что около 25% участников поверило в то, что информация достоверна. В дальнейшем, она проводила множество сходных экспериментов, например, изучая то, как речь следователя может повлиять на показания ребенка. В итоге, во всех этих случаях воспоминания людей достаточно легко отклонялись от истинных. Таким образом, было доказано, что воспоминания не фиксируются в памяти, а каждый раз воссоздаются зан

Пионеркой в области исследований ложной памяти стала Элизабет Лофтус.

В своих экспериментах она, например, заставляла людей изменить оценку факта из их воспоминаний. Например, она показывала людям видеозапись аварии, только у одних она спрашивала «с какой скоростью ехали машины, когда соприкоснулись?», а у других: «с какой скоростью ехали машины, когда влетели друг в друга?». В итоге, во втором случае люди оценивали скорость намного выше.

-2

В другом опыте, с помощью наводящих вопросов ученая внедряла воспоминание о том, что испытуемый потерялся в торговом центре, в возрасте 5 лет. Оказалось, что около 25% участников поверило в то, что информация достоверна.

В дальнейшем, она проводила множество сходных экспериментов, например, изучая то, как речь следователя может повлиять на показания ребенка. В итоге, во всех этих случаях воспоминания людей достаточно легко отклонялись от истинных.

Таким образом, было доказано, что воспоминания не фиксируются в памяти, а каждый раз воссоздаются заново под влиянием текущей ситуации. И это происходит за счет ряда механизмов:

  • Когнитивный диссонанс. Базовый механизм реконструкции воспоминаний – это когнитивный диссонанс, когда мы подстраиваем друг под друга разные элементы опыта в случае их несоответствия

Каждый раз, вспоминая ту или иную ситуацию, человек будет опираться на свои текущие знания, убеждения и представления. Поэтому, воспоминания 10-летнего ребенка могут колоссально отличатся, от того же воспоминания в более старшем возрасте.

-3
Опираясь на исследовани, наши воспоминания – это не раз и навсегда фиксированная информация, поступающая из наших рецепторов. Это подвижное и изменчивое знание. При чем, повлиять на воспоминание, как выясняется, можно довольно просто и для этого существует достаточно большое количество механизмов.