Найти тему

Ассоциация Большого Горького озера

Невероятная история о том, как арабо-израильская война 1967 года породила одно из самых дружных международных сообществ в истории ХХ века!

Сегодня мой рассказ не только о «почтовых призраках» одной примечательной микронации, но и о настоящей дружбе, взаимопонимании, поддержке и взаимовыручке людей разных национальностей, граждан государств с диаметрально противоположными политическими системами, принадлежавших разным религиозным конфессиям и изначально ориентированных на разные жизненные ценности.

Это особенно важно в наше непростое время, наполненное недоверием и запредельной конфронтацией между целыми народами и группами государств.

Все описываемые события основаны на воспоминаниях участников этой эпопеи.

Весной 1967 года резко обострилась международная обстановка в районе Синайского полуострова.

Карта Синайского полуострова и марка Объединённой Арабской Республики 1977 года
Карта Синайского полуострова и марка Объединённой Арабской Республики 1977 года

К маю 1967 года достигла своего предела напряжённость между Израилем, с одной стороны, и Сирией и Египтом, с другой стороны.

14 мая Египет объявил о мобилизации в зоне Суэцкого канала и вокруг него. К 19 мая войска ООН, разделявшие египетские и израильские силы на Синае, были выведены по требованию египетской стороны. С 22 мая началась блокада израильского судоходства в заливе Акаба на севере Красного моря, отделяющего Синайский полуостров от Аравийского. Закрытие Египтом Тиранского пролива и невозможность в следствии этого для израильских судов проходить вокруг Синайского полуострова вызвало крайнее недовольство еврейского государства. На это Израиль ответил захватом Синая, и египетские войска отступили на запад.

К концу мая к арабской военной коалиции присоединились Иордания и Ирак.

В июне 1967 года вспыхнула война, вошедшая в историю как Шестидневная.

Израильская канонерская лодка проходит через Тиранский пролив недалеко от Шарм-эль-Шейха (фото Яакова Агора, пресс-служба правительства Израиля)
Израильская канонерская лодка проходит через Тиранский пролив недалеко от Шарм-эль-Шейха (фото Яакова Агора, пресс-служба правительства Израиля)

Утром, 5 июня 1967 года, в 7:45 по местному времени, началась операция Военно-воздушных сил Израиля, в ходе которой за несколько часов были уничтожены ВВС арабской коалиции, после чего Израиль в течение шести дней одержал победу над оставшимися без воздушной поддержки арабскими армиями.

Начало Шестидневной войны. Кадры кинохроники
Начало Шестидневной войны. Кадры кинохроники

Именно тогда группа из четырнадцати грузовых судов была заперта в северной части Суэцкого канала.

…Ровно в половине седьмого утра по местному времени 5 июня 1967 года четырнадцать торговых судов подняли якоря в египетском порту Суэц для перехода по Суэцкому каналу в северном направлении. Один за другим, соблюдая расстояние в одну морскую милю, они продвигались вперёд со скоростью около 9 узлов.

Во главе конвоя, состоящего из кораблей восьми различных стран, шёл немецкий «Münsterland», грузовое судно под командованием капитана Карла Хоффманна, возвращающееся из Австралии.

«Münsterland». Фото из открытых источников
«Münsterland». Фото из открытых источников

Конвой прошёл почти половину пути, когда президент Египта Гамаль Абдель Насер приказал заблокировать Суэцкий канал. В течение нескольких часов после распоряжения президента египетские войска взорвали мосты, перетащили старые корабли, земснаряды и другие плавсредства на оба конца канала и затопили их, чтобы сделать невозможным вход в канал или выход из него.

Кадры кинохроники
Кадры кинохроники

Американское судно «Observer» шло перед конвоем и застряло на озере Тимсах (Timsah, «Крокодиловом озере»), в то время как остальные корабли только вошли в самую широкую часть Суэцкого канала, называемую Большим Горьким озером.

По радиостанции из египетского порта Исмаилия капитан Хоффманн получил команду от лоцманской службы Канала остановить конвой судов в Большом Горьком озере, расположенном почти в 100 км от Каира и служащим местом, где могут разойтись проходящие по Суэцкому каналу суда. Большое Горькое озеро простирается почти на 30 километров в длину и связывает северную и южную часть Канала.

Суэцкий канал
Суэцкий канал

В течение трех дней стало ясно, что Канал будет заблокирован на неопределённое время. Для судов это вылилось более чем в восемь лет принудительной изоляции в Большом Горьком озере, и оно стало тюрьмой для четырнадцати кораблей конвоя!

Нёсший утреннюю вахту 5 июня 1967 года на мостике торгового теплохода «Agapenor» третий помощник капитана Питер Флэк не мог и предположить, что к вечеру жизнь его круто изменится. Питер Флэк начал свою долгую карьеру в торговом флоте когда ему было всего 16 лет. В середине 1960-х годов Флэк начал ходить на грузовых судах по торговым путям из Великобритании в Азию и обратно, которые были проложены в основном через Суэцкий канал. Так что этот рейс через Канал был у него далеко не первым.

Флэк поднялся в рубку корабля в 7:30 утра, чтобы заступить на вахту с 8 до 12 часов, сменив капитана. Приняв вахту, он остался на мостике вместе с рулевым. Капитан же спустился в свою каюту отдыхать.

Питер Флэк вспоминал: «Капитан позвонил мне по внутренней связи и сообщил, что только что узнал, что между Израилем и арабскими государствами разразилась война. Он на удивление спокойно сказал: «Если Вы увидите что-нибудь необычное, пожалуйста, дайте мне знать, но не говорите египетскому лоцману». Мы продолжили путь. Я решил, что вот-вот начнётся что-то интересное, поэтому попросил другого моряка принести мне камеру».

«Необычное» случилось в 9 часов утра. Флэк заметил самолёты, летевшие низко над горизонтом со стороны солнца. Они пересекли трассу канала и углубились в египетское воздушное пространство. Через пару минут тишину Суэцкого утра нарушил отдалённый гул взрывающихся бомб и поднимавшиеся в чистое небо столбы жирного чёрного дыма. Израильтяне уничтожали египетскую базу ВВС.

Первые минуты Шестидневной войны. Фото Питера Флэка с борта корабля «Agapenor»
Первые минуты Шестидневной войны. Фото Питера Флэка с борта корабля «Agapenor»

Питер сорвал трубку телефона и доложил об увиденном капитану. Капитан, на ходу надевая фуражку, немедленно примчался на мостик и поднял к глазам бинокль. Далеко впереди над трассой Суэцкого канала продолжали кружить израильские самолёты, слышались частые взрывы, поднимались новые столбы дыма от разгоравшихся пожаров. Идти дальше, прямо в пекло очередной войны евреев и мусульман было бы чистым самоубийством. «Стоп машина!» – приказал капитан. «Agapenor» остановился и бросил якорь.

Около 200 израильских истребителей воспользовались низким положением восходящего солнца и прикрывались силуэтами кораблей, чтобы замаскировать внезапный налёт на Египет. Самолёты летели на запад над Суэцким каналом, прямо на египетскую авиабазу, расположенную неподалёку от места остановки конвоя. Флэк и остальная часть экипажа неожиданно заняли места в первом ряду зрителей первой волны Шестидневной войны. Экипажи наблюдали с палуб и надстроек своих кораблей как израильские самолёты открывали огонь и пускали ракеты по не успевшим покинуть взлётную полосу египетским самолётам авиабазы ​​в Эль-Кабрете.

Все это было частью операции «Мокед» («Фокус») – превентивного удара израильтян по аэродромам Египта.

После нападения Израиль полностью вытеснил египетские войска с Синайского полуострова. Это превратило Суэцкий канал в разделительную линию между противоборствующими сторонами. Египетские войска оказались на западной стороне Большого Горького озера, а израильские – на восточной. Конвой был зажат между двумя враждующими армиями.

В плен Большого Горького озера попали:

1. Грузовое судно «Münsterland», Германия.

2. Грузовое судно «Nordwind», Германия.

3. Грузовое судно «Killara», Швеция.

4. Грузовое судно «Nippon», Швеция.

5. Грузовое судно «Essayons», бывшее «Sindh», Норвегия («Sindh» до войны принадлежал Франции).

6. Грузовое судно «Agapenor», Великобритания.

7. Грузовое судно «Melampus», Великобритания.

8. Грузовое судно «Scottish Star», Великобритания.

9. Грузовое судно «Port Invercargill», Великобритания.

10. Грузовое судно «African Glen», США.

11. Грузовое судно «Djakarta», Польша.

12. Грузовое судно «Boleslaw Bierut», Польша.

13. Грузовое судно «Vassil Levsky», Болгария.

14. Грузовое судно «Lednice», Чехословакия.

Первоначальное расположение кораблей после начала блокады  (корабли окрашены в цвета государственных флагов по их принадлежности). Источник: «Al Jazeera»
Первоначальное расположение кораблей после начала блокады (корабли окрашены в цвета государственных флагов по их принадлежности). Источник: «Al Jazeera»

«Мы находились в очень комфортной тюрьме», – вспоминал капитан польского корабля «Djakarta» Мирослав Проскурницкий. «Первый месяц был похож на праздник. Второй месяц был очень тяжёлым. К концу третьего месяца стало ужасно».

Далеко не все мужественно справлялись со стрессом в сложившейся ситуации. Питер Флэк вспоминал: «Были и другие, которые не принимали это – закусывали удила. Но я подумал, что это наша судьба». И его оптимизм вполне оправдался. Через два месяца, после интенсивных закулисных переговоров с властями враждующих сторон, часть экипажей смогла вернуться домой.

Каждая судоходная компания решила нанять новых членов экипажей, чтобы поддерживать корабли в рабочем состоянии с пониманием того, что они отправятся в плавание в тот момент, когда проход будет окончательно расчищен.

Смена экипажей. Кадры кинохроники
Смена экипажей. Кадры кинохроники

Джордж Уортон был одним из моряков первой спасательной (сменной) команды. Ему было 24 года, когда он прибыл на корабль «Agapenor». Уортон вспоминал, что работа была похожа на работу на любом другом корабле. Было много уборки, запуск двигателей и проверка груза, чтобы убедиться, что он остаётся свежим в жарком климате. Но поскольку корабли находились посреди озера, посреди пустыни, в центре зоны боевых действий, было очень трудно достать припасы. «У нас начали заканчиваться продовольственные запасы. Вы не голодали или что-то в этом роде, но здесь вы были ограничены разнообразием, если хотите», – вспоминал Уортон. Однако экипажи быстро смекнули, что в трюмах попавших в ловушку кораблей припасов на самом деле предостаточно. Между четырнадцатью кораблями развернулась оживлённая меновая торговля: креветки менялись на котлеты из баранины, говядина – на кроличье мясо, рыба (в том числе и акулы) – на домашнюю птицу…

Некоторые из капитанов забеспокоились, что из-за продолжительного вынужденного простоя на кораблях люди начнут скучать и вести себя неподобающе. К сожалению, предпосылки к этому уже были. Отдельные личности явно злоупотребляли алкоголем, другие – были склонны к нервным срывам, третьи просто чудили от безделья.

На пятый месяц невольного заточения, в октябре 1967 года, все четырнадцать капитанов и представители команд собрались на борту британского «Melampus» и, по инициативе капитана судна Джима Старки, основали Ассоциацию Большого Горького озера («Great Bitter Lakes Association, GBLA). Американское судно «Observer» и его команда в Ассоциацию не вошли, так как находились слишком далеко от основной группы кораблей.

Собрание. Кадр кинохроники
Собрание. Кадр кинохроники

Учреждение Ассоциации Большого Горького озера было способом навести порядок в их импровизированном сообществе и урегулировать неофициальный продовольственный бартер, возникший между кораблями. И, что особенно важно, Ассоциация стала общественным комитетом социальной помощи и защиты.

Первым решением Ассоциации было «упразднить все национальности» – ко всем нужно было относиться одинаково, будь ты с Востока или с Запада. Капитаны по-прежнему были у руля, но они с энтузиазмом поддержали решение экипажей. В знак признания смягчения границ общения, к капитанам было дозволено обращаться по имени. Так, например, капитан Брайан МакМанус, стал «капитаном Брайаном».

Сообщество было нацелено на то, чтобы обеспечить ощущение стабильности в невероятно нестабильном месте. Члены Ассоциации были не просто индивидуумами на кораблях, а членами Общества! Все они получили специально разработанные отличительные знаки: галстуки и шевроны. Вышитый шеврон имел форму щита с изображением большого якоря в центре. Вверху были буквы «GBLA», а внизу – цифра «14» по числу кораблей в озере. По диагонали позади якоря проходила узкая синяя лента с белыми полосками по краям, символизирующая Суэцкий канал в обрамлении песчаных берегов.

Шеврон Ассоциации Большого Горького озера. Фото предоставлено Вильгельмом Шиффердекером. Справа – вид на Канал с самолёта, кадр кинохроники
Шеврон Ассоциации Большого Горького озера. Фото предоставлено Вильгельмом Шиффердекером. Справа – вид на Канал с самолёта, кадр кинохроники

Основными целями Ассоциации были провозглашены содействие дружбе экипажей, взаимная помощь и организация досуга моряков.

Ассоциация была сосредоточием творчества, предоставляя морякам возможность заниматься спортом, искусством и ремёслами, которую они никогда бы не получили в их обычной повседневной и трудовой жизни.

Команды ставших жертвами обстоятельств торговых судов постоянно навещали друг друга, проводили совместные мероприятия, конкурсы, спортивные состязания и киноночи (задолго до того, как это стало мейнстримом, т.е. модой), где фильмы не только просматривались, но и активно обсуждались. Немало времени моряки проводили за игрой в шахматы, карты и дартс, слушали музыку на магнитофонах, загорали и плавали.

Джордж Уортон (крайний справа) в шлюпке с коллегами на фоне судов британской компании «Blue Funnel Line» (фото из архива Д. Уортона)
Джордж Уортон (крайний справа) в шлюпке с коллегами на фоне судов британской компании «Blue Funnel Line» (фото из архива Д. Уортона)

Члены экипажей устраивали барбекю на палубах и катание на водных лыжах, отмечали вместе разные праздники. Питер Флэк изобрёл свой собственный водный вид спорта, нечто среднее между водными лыжами и сёрфингом.

Кадры кинохроники
Кадры кинохроники

Был учреждён яхт-клуб Ассоциации Большого Горького озера, выработавший правила гонок на парусных шлюпках. Спасательные шлюпки были оснащены парусным вооружением (рангоутом, такелажем и парусами) и удлинёнными килями. Каждый месяц проводились регаты. Все зрители собирались на борту принимающего корабля, чтобы наблюдать за перипетиями гонки, делиться эмоциями и смаковать прохладительные напитки. Затем победителям вручались призы и для всех болельщиков и команд устраивались праздничные застолья. Если гостей принимали французы, на столе могло красоваться фирменное блюдо шеф-повара Большого Горького озера – айоли с акулой. Немцы подавали копчёного лосося или сочные стейки.

Большая регата: подготовка к гонкам и гонки на парусных шлюпках. (фото из открытых источников)
Большая регата: подготовка к гонкам и гонки на парусных шлюпках. (фото из открытых источников)

И всё это происходило на виду у египетских и израильских пограничников, постоянно изматывавших моряков досмотрами.

Пленники Суэца и израильский пограничник / Теплоходы «Agapenor» и «Melampus» под бдительным взором израильского пограничника (фото из открытых источников)
Пленники Суэца и израильский пограничник / Теплоходы «Agapenor» и «Melampus» под бдительным взором израильского пограничника (фото из открытых источников)

Египетские военные власти, со своей стороны, 26 июня 1967 года опечатали радиостанции с категорическим запретом на использование передатчиков. Впрочем, этот запрет корабельные умельцы умудрялись обходить и время от времени передавать короткие сообщения на Большую Землю.

Также было запрещено плавать на лодках по озеру. Но моряки всё равно использовали свои спасательные шлюпки для перемещения с корабля на корабль, обмениваясь едой и напитками и совершая взаимные визиты.

Характерным инцидентом этого периода стал случай, когда один бедный египетский рыбак опрометчиво подошёл к израильскому берегу, несмотря на запрет на передвижение по озеру, и попал под огонь израильского пулемётного расчёта. Его брат или двоюродный брат, который был с ним, был убит, а сам он долго прятался в какой-то отдалённой бухточке.

По воспоминаниям капитана Шону, последнего сменного капитана на борту «Sindh», однажды двух англичан, членов Ассоциации, которые плыли на лодке под парусом, случайно вынесло на израильский берег. Их не расстреляли из пулемёта, как египетских рыбаков, но они оказались в окружении израильского патруля и были взяты в плен. Лодку их израильтяне тут же уничтожили, а сами они под конвоем были доставлены в аэропорт и посажены в самолёт до Лондона, в рубашках, шортах и шлёпанцах! В Лондоне их встретил представитель компании, накричал на них, затолкал обратно в самолёт и через Каир вернул на борт корабля, даже не дав встретиться со своими семьями!..

А жизнь на Большом Горьком озере тем временем шла своим чередом.

Норвежский корабль «Essayons», ранее ходивший под флагом Франции и называвшийся «Sindh», прославился на всё Большое Горькое озеро великолепным буфетом с французской кухней. Своего кока команда унаследовала от прежних французских владельцев судна, и он оказался первоклассным шеф-поваром.

Источник: «Al Jazeera»
Источник: «Al Jazeera»

Шведское судно «Nippon» открыло для всех моряков свой гимнастический зал и там была организована «качалка».

Шведское судно «Nippon» на фото и на «марке» GBLA (фото из открытых источников)
Шведское судно «Nippon» на фото и на «марке» GBLA (фото из открытых источников)

На шведском контейнеровозе «Killara» один из пустых контейнеров превратили в плавательный бассейн.

Контейнеровоз «Killara», фото из открытых источников
Контейнеровоз «Killara», фото из открытых источников

Фильмы показывали на болгарском грузовом судне «Vassil Levsky», где был прекрасно оборудованный кинозал.

«Vassil Levsky», фото из открытых источников
«Vassil Levsky», фото из открытых источников

Немецкое судно «Münsterland» оказалось в озере с грузом охлаждённого австралийского винограда и щедро делилось им с коллегами, особенно – с командой болгарского теплохода «Vassil Levsky», гнавшей из винограда отличную ра́кию а-ля «бренди».

На немецком же судне «Nordwind» проводились богослужения.

«Nordwind», фото из открытых источников
«Nordwind», фото из открытых источников

Польский сухогруз «Djakarta» превратился в бесплатный плавгоспиталь для всей Ассоциации. В составе его команды было несколько врачей, к которым присоединились медики с других судов.

Сухогруз «Djakarta». Источник: radio-rhodesia.livejournal.com
Сухогруз «Djakarta». Источник: radio-rhodesia.livejournal.com

Нашлись среди членов экипажей фото- и кинолюбители, которые оставили для потомков бесценные кадры повседневной жизни уникального сообщества.

Кадры кинохроники
Кадры кинохроники

Немецкие, американские, британские и французские экипажи не только поддерживали тесные контакты между собой, но и отлично ладили с моряками из Польши, Болгарии и Чехословакии. Команды помогали соседям поддерживать их корабли в порядке: одалживали запчасти и инструменты, перебрасывали электрические кабели, делились водой, помогали чистить палубы от наносимого ветром из пустыни песка. «Если имелась где-нибудь поломка машины, – рассказывал капитан Ю. Кацлер, – моряки долго не мешкали. Немедленно шли и помогали!».

Глядя на такой неожиданно возникший, но исправно функционирующий союз своих кораблей, моряки шутили, что создали свою мини-Организацию Объединённых Наций, которая более работоспособна, чем настоящая ООН. Как символ своей Ассоциации, моряки установили в центре озера на якоре бакен с цифрой «14», символизирующей количество попавших в западню судов.

Бакен GBLA. Фото Джорджа Уортона
Бакен GBLA. Фото Джорджа Уортона

Капитан Брайан МакМанус вспоминал: «Одно общее, что есть у моряков любой национальности – умение ладить с коллегами по профессии. Это необходимость морской жизни, где люди разного воспитания, иногда и цвета кожи очень долго живут и работают вместе. Есть одна вещь, которая ценится среди моряков гораздо выше, чем у людей на берегу – это дружеское общение!».

Была в истории Ассоциации и одна трагичная и малоизвестная страница жизни.

Ж.Л. Шоке, второй помощник капитана на корабле «Sindh», вспоминал: «Человеческая история, связанная с Ассоциацией, рассказывает о членах экипажей, которые предлагали помощь многим египетским солдатам, находившимся на краю гибели от усталости после маршей по пустыне, от жажды и голода. Тех солдат, которые переплывали озеро, привечали на борту кораблей. Их кормили, поили и оказывали медицинскую помощь.

Это история о человеческой солидарности по отношению к ближним, находящимся в трудной жизненной ситуации, не ставя им в вину эту абсурдную войну, которая держала нас вдали от дома в течение восьми лет.

Ожидание продолжалось, и только египетские солдаты, шедшие пешком на восточном берегу, находились в плачевном состоянии. Позже египетский полковник, попавший к нам на борт, рассказал, что они потеряли около 40 000 солдат, погибших от истощения и жажды или попавших в плен в Синайской пустыне.

Пленные египетские солдаты, 1967 г. Источник: newtimes.ru
Пленные египетские солдаты, 1967 г. Источник: newtimes.ru

Другие корабли посылали гребные шлюпки, чтобы забрать несчастных солдат для лечения на двух польских кораблях, на борту которых были врачи. Я предложил капитану принять участие в этом спасении, но капитан Тушар не хотел, чтобы мы вмешивались в это».

Вот так вот. В любом благом деле могут оказаться неприятные исключения…

Члены команд поддерживали почтовую связь с родиной. Когда ответы на их письма стали приходить из дома с лаконичной надписью на конвертах «ОАР. Большое Горькое озеро», кому-то пришла идея изготовить собственные марки.

Первым творцом подобных «марок» считается капитан чехословацкого судна «Lednice» Иржи Кудрна. Он нарисовал и самолично отпечатал на гектографе, на фиолетовой кальке продолговатую марку, рисунок которой изображал соединённые в пожатии руки, окружённые лавровым венком. Сверху была помещена аббревиатура: «G.B.L.A.». Известно, что первый тираж этих «марок» составил 200 штук, и в обращение они поступили в августе 1967 года.

«Lednice», фото из открытых источников
«Lednice», фото из открытых источников

Его инициативу подхватили капитаны и команды других судов, создав множество различных виньеток. Многие «марки» представляли собой миниатюры, просто нарисованные от руки прямо на конвертах или выполненные в виде штампов, используемых многократно и проставляемых рядом с официальными египетскими марками, которыми оплачивались реальная стоимость пересылки почтовых отправлений.

«Марки»-штампы: «Sindh» (вверху) и творчество польских моряков («Мечта моряка на Большом Горьком озере») (внизу)
«Марки»-штампы: «Sindh» (вверху) и творчество польских моряков («Мечта моряка на Большом Горьком озере») (внизу)

Это была кропотливая работа. Некоторые художники делали рисунки в меру своих творческих способностей и раскрашивали их чернилами, мелками или даже кофейной гущей! К счастью, два корабля, британский «Melampus» и шведский «Nippon», имели копировальные аппараты для печати.

На отдельных «марках» можно даже найти имена и фамилии их авторов.

Автор «марки» с перечнем всех кораблей Ассоциации – Роман Клуза с «Djakarta»
Автор «марки» с перечнем всех кораблей Ассоциации – Роман Клуза с «Djakarta»

Только с сентября 1967 по сентябрь 1968 года было выпущено свыше 40 «марок» в малых листах и блоках, около 200 серийных «марок», отличающихся друг от друга по цвету, способу печати и тексту. Тиражи их колебались от 100-200 до 2000 штук. Издавались и конверты первого дня.

На судах «Djakarta» и «Boleslaw Bierut» выпустили довольно много «марок», около двадцати. Первая серия была изготовлена в июле 1969 года тиражом всего в несколько десятков экземпляров.

Сюжетами рисунков стали Герб Польши, регата, голова кошки (священного животного в Египте), высадка американских астронавтов на Луну 21 июля 1969 года...

-28

Автором серии 1971 года стал старший инженер теплохода «Djakarta» Бернар Апоногич. Рисунки были сделаны на резине и отштампованы на плотной бумаге. Сюжеты разнообразны: еловая ветка с новогодними украшениями, спортивные кубки, песочные часы, высадка американских астронавтов на Луну 5.11.1971 года, верблюд на фоне ландшафта, корабль между молотом и наковальней, три сюжета посвящены спорту и так далее. Ещё одним из активных художников «марок» был третий штурман «Djakarta» Р. Томашевский.

-29

Владельцы судов, отчаявшись получить хоть какую-то помощь от политиков, решили сами поддерживать своих работников. Экипажи менялись каждые три-четыре месяца. Но подобные вахты не пользовались большой популярностью среди моряков…

За этот восьмилетний период свыше трёх тысяч мужчин (и одна женщина!) несли службу на заблокированных судах в Суэцком канале. Для кого-то пребывание на Канале стало одним из самых запоминающихся событий в жизни.

Виньетки, посвящённые году, 500 и 1000 дням со дня создания GBLA
Виньетки, посвящённые году, 500 и 1000 дням со дня создания GBLA

Составы команд постоянно ротировались, численность экипажей сокращалась вплоть до того, что упоминавшийся выше капитан Брайан МакМанус стал ответственным сразу за два судна ливерпульской компании «Blue Funnel Line» – «Agapenor» и «Melampus».

На немецком «Münsterland» первоначальная численность экипажа составлял 44 человека. В конце июля 1967 года 22 члена экипажа, а также 10 пассажиров «Münsterland» смогли вернуться на родину…

«Если ты не сделаешь это, ты никогда не будешь капитаном!», – убеждал себя Дирк Мольденхауер, когда компания посылала его на «Münsterland» в качестве первого помощника капитана. Гораздо позже, когда Мольденхауер уже стал директором «Hamburg Cruise Center», он вспоминал об объёме работ на корабле: «Судно должно было быть полностью законсервировано и защищено от перенасыщенной солью воды Большого Горького озера. При температурах около 50 градусов Цельсия мы смазали жиром днище корпуса и проверили состояние дизелей, руля и винта. Один раз в месяц снимались с якоря и опробовали машины на ходу, чтобы поддерживать их в работоспособном состоянии».

На судах предстояло выполнить множество работ по техническому обслуживанию: чистке и ремонту, перекачке топлива и другие необходимых действия. Проводились учения по пожарной безопасности. Из-за жаркого тропического климата рабочее время было сокращено с восьми до шести часов в будние дни и до четырёх часов в субботу. По воскресеньям были выходные. Это оставляло достаточно времени для чтения книг, игры в бридж и пинг-понг и прочих развлечений.

-31

У экипажей было очень много свободного времени, часть из которого, как уже говорилось, они посвятили выпуску собственных «местных почтовых марок», на самом деле представляющих собой виньетки, не имеющие никакой франкировочной силы. Они наклеивались на конверты или просто, как уже говорилось, рисовались на конвертах и гасились специально разработанными для этих целей «почтовыми» штемпелями кораблей.

На всех четырнадцати судах использовались однотипные штемпели с изображением якоря, цифры «14», двойной полосы, символизирующей Суэцкий канал, аббревиатурой «G.B.L.A.» и надписью: «Отправлено почтой с борта (название судна)», этаким своеобразным вариантом почтового индекса.

-32

Позже эти «индексы» идентифицировали команды судов, когда последние были объединены в несколько групп.

На корабли со всего мира стали поступать просьбы прислать конверты с «марками» и штемпелями Ассоциации. Моряки охотно откликались на эти просьбы. Члены экипажей взяли за правило по воскресениям встречаться на борту «Nordwind», прихватив штемпель своего судна, и трудиться в небольшом корабельном «почтовом офисе» на радость коллекционерам всех континентов.

На рисунках некоторых виньеток, наклеиваемых на конверты, были изображены орлы, аисты, чайки и вымышленные птицы, символизирующие желание свободы и спасения. Но на пути к свободе вставали непреодолимые стены и черные крылья.

-33

Обозначения денежных единиц на виньетках GBLA типа «пенни» и «центов» были лишь частью декоративного оформления «знаков почтовой оплаты».

Всё же некоторые конверты и почтовые карточки только с наклейками Ассоциации доходили до адресатов. Есть источники, которые утверждают, что виньетки GBLA, из-за очень специфической ситуации, в которой они появились, были приняты в качестве знаков почтовой оплаты почтовыми ведомствами Египта, Австрии, Греции, Швейцарии, и что в июле 1968 года они якобы даже получили официальное признание Международного бюро Всемирного Почтового Союза, которое одобрило их использование на корреспонденции по всему миру. Редко, но встречаются конверты и почтовые карточки, прошедшие почту и франкированные исключительно «марками» Ассоциации. Однако это обстоятельство не может быть подтверждением их официального признания. Вполне вероятно, что такие отправления были просто пропущены по недосмотру, невнимательности или элементарному разгильдяйству местных почтовых служащих. А вот официальных документов, подтверждающих законность виньеток Ассоциации, пока никто не видел.

-34

Но не подлежит сомнению тот факт, что коллекционеры из многих стран просили и получали от капитанов кораблей франкированную почту GBLA. Деньги же, вырученные от продажи виньеток, шли на нужды Ассоциации.

-35

Судовладельцы за свой счёт обеспечивали моряков всем необходимым. Наиболее яркой иллюстрацией такого снабжения стало Рождество 1967 года, когда британская компания «Blue Funnel Line» прислала стратегический запас индейки, а заодно и массу новогодних украшений, хлопушек, костюмов и прочих атрибутов праздника.

Первые Рождество и Новый год в блокаде матросы отмечали на широкую ногу. Экипаж с «Port Invercargill» умудрился втиснуть в спасательный бот пианино из кают-компании, и самая оригинальная труппа трубадуров всех времён и народов нарезала круги вокруг товарищей по невольному заточению, распевая во всё горло рождественские гимны и серенады!

Суэцкая новогодняя ёлка была сооружена польскими моряками из… швабр, палок и ветоши! Четырёхметровое творение «ОчУмелых» ручек польских весельчаков с «Djakarta» торжественно водрузили на понтон, и экипажи кружили вокруг него на шлюпках, устроив своеобразный традиционный хоровод! Ёлку на вершине искусственного сугроба, украсили настоящей светящейся гирляндой, а у её основания стоял снеговик и красовалась надпись «Wesołych Świąt!» – «Весёлого Рождества!».

Суэцкая Новогодняя ёлка, рождественские и новогодние виньетки GBLA
Суэцкая Новогодняя ёлка, рождественские и новогодние виньетки GBLA

После такого оригинального начала праздника на свежем воздухе на озере, где царил полный штиль, матросы в новогодних костюмах весёлой гурьбой, с шутками и песнями заваливались в гости на все корабли по очереди, где для них уже были накрыты новогодние столы!

-37

Объектом всеобщего поклонения стала единственная на тот период женщина на озере – шведская стюардесса, которую романтично настроенные по случаю праздника англичане немедленно удостоили титула «Леди Озера» из легенд о короле Артуре.

Английский моряк Джордж Уортон вспоминал: «Мы все были посреди озера в пустыне, а над нами были лишь звёзды. Каждая команда пела гимны на своём языке. Самым эмоциональным моментом для нас стало выступление немцев. Они громко затянули «Silent Night» (видимо, имеется ввиду немецкая версия этого старинного гимна – «Stille Nacht, heilige Nacht», «Тихая ночь, святая ночь»).

Капитаны кораблей, руководившие жизнью Ассоциации, мудро не стали запрещать употребление спиртных напитков. Но держали это дело под строгим контролем. В ходу было и пиво: его запасы были сразу на нескольких судах. В вечерней прохладе оно лилось рекой.

Вечерние посиделки. Источник: «Al Jazzira»
Вечерние посиделки. Источник: «Al Jazzira»

Когда имеющееся пиво закончилось, его стали доставлять вместе с остальными продуктами с суши с помощью агентов судоходных компаний.

Капитан Артур Кенсетт, принявший командование судном «Port Invercargill» в июле 1969 года, отмечал, что за борт было выброшено не менее полутора миллионов пустых пивных бутылок! «Хотелось бы мне знать, что подумают археологи будущего, когда через пару тысяч лет найдут этот хлам!» – писал он.

Кстати, скоропортящиеся продукты на судах были или съедены, или, в конце концов, начали приходить в негодность. В начале 1969 года моряки сбросили за борт сотни тонн заплесневелых фруктов, и какое-то время корабли окружало море покачивающихся гниющих яблок…

В октябре 1968 года состоялись Олимпийские Игры в Мехико. С большим воодушевлением было принято предложение польских моряков «Djakarta» организовать параллельно со всемирными Олимпийскими Играми свои Олимпийские Игры Большого Горького озера.

Команды от восьми наций соревновались в 14 дисциплинах (символическая цифра!). Соревнования проводились как по водным, так и по «сухопутным» видам спорта. При этом бо́льшая часть спортивных снарядов для членов команд делалась своими руками! Были изготовлены луки и стрелы к ним, нарисованы мишени. Установлены мягкие ограждения на носовых палубах нескольких кораблей, чтобы сделать беговые и прыжковые зоны, нарисованы линии дорожек на палубе «Djakarta» для спринтерских забегов, а члены экипажей одолжили свои матрасы, чтобы участники соревнований по прыжкам в высоту могли на них приземляться.

Состязания на воде включали в себя соревнования по парусному спорту, гребле, буксировке доски для сёрфинга с пассажиром на ней (изобретение Питера Флэка), спортивной ловле рыбы, плаванию, водному поло, прыжкам в воду и художественному дайвингу (!).

-39

Соревнования на «суше» проводились по тяжёлой атлетике, лёгкой атлетике (спринту, акробатическим прыжкам и прыжкам в высоту), настольному теннису, крикету, пулевой стрельбе, стрельбе из лука, ну и, конечно же, по футболу!

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Разные виды спортивных соревнований проводились на разных кораблях. Так, например, для проведения соревнований по футболу всю палубу британского судна «Port Invercargill», одну из самых больших во флотилии, завесили рыбацкими сетями, чтобы мяч не улетал в воду, а судья заливисто свистел в боцманский свисток.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Футбольные турниры были не для слабонервных! Матчи четыре на четыре между командами кораблей, с двумя таймами по пять минут были быстрыми и жёсткими.

(Впоследствии футбольные турниры стали еженедельной традицией. Призы для них – настоящие серебряные футбольные кубки – присылали редакции различных британских газет, в том числе, например, газета «The Daily Express»).

Бо́льшая же часть соревнований Олимпиады проводилась на немецком «Münsterland».

Заработанные командами в соревнованиях очки немедленно заносились в специальную таблицу на большом разграфлённом щите, у которой всегда толпились болельщики, с большим энтузиазмом следившие за успехами спортсменов своих команд.

Кадры кинохроники
Кадры кинохроники

Олимпийские соревнование проходили при повышенном внимании египтян. Питер Флэк вспоминал: «Один раз наши лодки слишком близко подошли к берегу. Египтяне настолько пришли в радостное возбуждение, что стали нас фотографировать!».

В общем зачёте Олимпиаду выиграли польские моряки, немцы заняли второе место, а британцы – третье.

Золотые, серебряные и бронзовые самодельные медали вручались на специально построенном подиуме под аккомпанемент национальных гимнов победителей.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Джордж Уортон, атлетически сложенный красавец, занимался многими видами спорта и с гордостью вспоминал, что выиграл больше медалей, чем любой другой участник Олимпиады.

-44

Все эти события проходили на фоне ежедневных боёв, пролётов боевых самолётов, бомбёжек и артобстрелов. Капитан Мольденхауер вспоминал, что он, сидя в шезлонге на палубе «Münsterland», наблюдал, как противоборствующие стороны обстреливают друг друга. По 10-12 часов в день над кораблями пролетали снаряды и ракеты.

Кадр кинохроники
Кадр кинохроники

В таких условиях снабжение кораблей всем необходимым было исключительно трудным делом. Продукты нужно было доставлять на грузовиках через район боевых действий. Многие транспорты прибывали на песчаный берег озера пустыми, их грабили солдаты египетской армии. То немногое, что удавалось доставить до места назначения, моряки на лодках переправляли на суда.

Источник: «Al Jazzira»
Источник: «Al Jazzira»

В особо трудные моменты команды вынуждены были брать продукты питания из груза своих судов. В холодильных камерах «Münsterland» имелось почти 8 миллионов яиц, более чем 300 тонн груш, а также мясо, масло и тот самый виноград.

Скудость кухни вынудила моряков учиться самим добывать себе пищу. Когда капитан Юрген Кацлер из Гамбурга принял команду «Münsterland», экипаж увлечённо ловил рыбу и лангустов с помощью самодельных снастей.

«Nordwind» тем временем окончательно стал церковью конвоя. Каждое воскресение на борту немецкого грузового судна для богослужения собирались моряки из Европы, Азии и Америки. Здесь же члены экипажей обменивались опытом выживания в непростых условиях блокады, знакомились с вновь прибывшими.

Постоянные ветры непрерывно несли на суда пески пустыни. Из-за этого корабли приобрели характерный желтоватый оттенок. Поэтому среди моряков флотилия Ассоциации получила название «Жёлтый Флот». Этот эпитет нашёл место и на штемпеле GBLA. Бакен, изображённый на красной резиновой печати, символизировал поставленные на прикол в Большом Горьком озере суда, а цифра 14 – количество застрявших там кораблей.

-47

Тем временем, в сентябре 1970 года, в Египте сменилось руководство. После смерти прежнего президента к власти пришёл Анвар Садат. Но отношения с Израилем не изменились ни на йоту. В одном из первых своих интервью Садат заявлял, что не отдаст противнику ни пяди земли, ни горсть песка. Он заявлял также о стремлении вернуть захваченные Израилем территории с помощью полученного из СССР новейшего вооружения. К тому времени Садат не достиг ещё успехов в переговорах с Советским Союзом по поставкам вооружений, но, спекулируя на конфронтации с Израилем, всячески стремился с выгодой для Египта завершить это дело.

В начале семидесятых годов в Египте находилось около пяти тысяч советских военных и гражданских специалистов с их семьями. На улицах Каира изобиловали плакаты с советскими эмблемами и портретами Ленина, демонстрировавшие огромное влияние СССР на Египет. Неожиданно Садат выдвинул провокационный ультиматум с требованием немедленно покинуть всем русским советникам и специалистам территорию его государства. Поддавшись на шантаж и опасаясь потерять своё влияние на Ближнем Востоке, СССР заявил о готовности оказать режиму Садата военную помощь. Чуть позже Каир заключил самый крупный за всю историю отношений договор с Советским Союзом о поставках вооружений. Садат вновь заявил, что о переговорах с Израилем не может быть и речи.

На кораблях в Большом Горьком озере после этого стало ещё тише и безлюдней. К середине 1970 года флотом GBLA управляли всего пятьдесят человек. Олимпийские соревнования были уже невозможны, но воскресные «церковные» собрания, парусный спорт и изготовление «марок» продолжались.

Суда, чтобы как-то выжить, объединялись в группы. Каждая из групп получила своё условное наименование, составленное из начальных букв названий судов.

«Münsterland» под командой капитана Ю. Кацлера объединился с четырьмя другими кораблями. Эта пятерка стала называться «Müwinikies» по двум буквам из названий судов: «(nsterland)», «(Nord)wi(nd)», «Ni(ppon)», «Ki(llara)» и «Es(sayons)».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Другие группы:

«Ledmelaga» – от «Lednice», «Melampus» и «Agapenor»;

«Portstar» – от «Port Invercargill» и «Scottish Star»;

«Djakbier – от «Djakarta» и «Boleslaw Bierut».

Ну а на конвертах появились новые штемпели с обозначением перечисленных групп.

Позже изготавливаются штемпели, отражавшие новые перегруппировки судов: «Podjabist», «Djabiporst», «Müwiniki», и «Mühwinikindh».

-49

На «марках»-виньетках с изображением труб кораблей видны обозначения групп «Müwinikies», «Djabiporst», и «Ledmelaga», а также названия отдельно стоящих судов «African Glen» и «Vassil Levsky» и символический бакен Ассоциации.

-50

Круглый штемпель, красующийся на жёлтом конверте, был создан в 1971 году во время Святок. На нем – полный список «Жёлтого Флота» на тот момент времени: названия отдельно стоящих на якоре судов находятся в верхней части штемпеля, а ниже – «Djabiporst» (группа 4), «Ledmelaga» (группа 3), и «Müwinikies» (группа 5). Символический бакен находится в центре. «KHOFD» – название египетской землечерпалки, вставшей в то время на якорь неподалёку от кораблей Ассоциации. На конверте индивидуальными ручными штемпелями проставлены названия судов в соответствии с их расположением по группам.

6 октября 1973 года установилась обманчивая тишина.

Президент Садат приурочил к одному из важнейших еврейских праздников, Jom Kippur, празднику примирения, удар по Израилю: 4000 египетских солдат атаковали районы, прилегающие к Суэцкому каналу, и продвинулись вперёд на восток. Вынужденные обороняться, израильтяне обратились за военной помощью к Вашингтону. Президент США Ричард Никсон, в противовес соглашению Каира с Москвой, принимает решение об оказании военной помощи Тель-Авиву. 16 октября 1973 года оснащённые новейшим американским оружием, вооружённые силы Израиля вновь вторгаются в Египет в районе Суэцкого канала. Бронированный кулак армии Ариэля Шарона был остановлен всего в 100 км от Каира.

Непочтовая марка «израильского» Синая, посвящённая 3-летию вторжения на полуостров
Непочтовая марка «израильского» Синая, посвящённая 3-летию вторжения на полуостров

Садата сместили. Советский посол Анатолий Добрынин стал свидетелем, как глава государства Египта в телефонном разговоре с советским руководителем Леонидом Ильичом Брежневым заклинал: «Защитите нас от израильских танков!». Москва договорилась с Генри Киссинджером о проекте соглашения о перемирии. Только премьер-министр Израиля Голда Меир, с молчаливого одобрения США, ещё не была готова заканчивать войну. Тогда русские начинают угрожать непосредственной интервенцией на стороне арабов. Ситуация переросла в противостояние двух супердержав. Ричард Никсон отдал приказ о переводе ядерных сил США в состояние боевой готовности. На фоне этого СССР отказался от своих амбициозных планов. Три недели спустя эта война закончилась разгромом египетской армии.

Антивоенные «марки» разных лет и Солнце свободы над кораблём GBLA
Антивоенные «марки» разных лет и Солнце свободы над кораблём GBLA

Летом 1974 года начала ощущаться близкая развязка ситуации в Суэцком канале. Немецкий «Hapag-Lloyd AG» объединился тем временем с «Norddeutschen Lloyd» и послал инспектора пароходства Ганса Бенкезера с тремя сотрудниками к Большому Горькому озеру с ревизией на свои суда. Сообщение группы превзошло все ожидания: «Münsterland» и «Nordwind» удивительно хорошо сохранились!

Целый год ушёл на то, чтобы убрать 100 секций моста, 20 грузовиков, 8 танков, 100 судов и 750 000 взрывоопасных предметов, сброшенных в воды Суэца.

Очистка Суэцкого канала. Кадры кинохроники
Очистка Суэцкого канала. Кадры кинохроники

5 июня 1975 года Суэцкий канал был наконец разблокирован и открыт!

Через восемь лет после начала Шестидневной войны, корабли окончательно попрощались с Большим Горьким озером. Они даже увековечили этот момент последним комплектом прощальных «марок».

-54

Большинство кораблей в Большом Горьком озере пришлось отбуксировать из канала. Только два западногерманских судна смогли уйти своим ходом. Терпение и приложенные титанические усилия немцев по сохранению судов окупились сторицей. Их корабли перевозили сырье: шерсть, сталь, свинец и рудный песок для изготовления наждачной бумаги, и эти товары к моменту возвращения выросли в цене тысячекратно!

24 мая 1975 года в свой порт приписки вернулись корабли «Münsterland» и «Nordwind», единственные из 14, способные покинуть Канал своим ходом. К полудню «Münsterland» и «Nordwind» достигли Гамбурга. Их встречали с невиданным воодушевлением! Сотни яхт и баркасов сопровождали их при входе в порт, буксиры пожарной команды салютовали им изо всех водяных орудий, взлетали сигнальные ракеты, над кораблями кружили вертолёты и спортивные самолёты.

Кадры кинохроники
Кадры кинохроники

Свыше тридцати тысяч человек приветствовали мужественные экипажи на берегу. «Münsterland» завершил наконец свой рейс в Австралию и обратно, растянувшийся на 8 лет, 3 месяца и 5 дней. Итого - 3016 суток!

После многих лет бездействия и изоляции остальные корабли были в слишком плохом состоянии, чтобы их можно было спасти. Один из кораблей, американское судно «African Glen», было непреднамеренно потоплено в 1973 году израильской ракетой, сбившейся с курса. Англичане списали свои четыре корабля в качестве страхового убытка, а шведское судно «Nippon» было куплено Норвегией.

Существует несколько наклеек, встречающихся на подлинных конвертах Ассоциации, никакого отношения не имеющих к выпускам команд GBLA. Они носят коммерческий характер и были изготовлены на берегу, а затем доставлены на корабли. По просьбе торговцев некоторые моряки наклеивали их на свои письма. Эти «марки» легко отличить от виньеток Ассоциации по их профессиональным рисункам и типографскому способу изготовления. Такие «марки», например, появились во время Олимпийских Игр Большого Горького озера и к 100-летию Суэцкого канала в 1969 году. Была ещё и почтовая карточка с изображением судна, по своим очертаниям напоминающего немецкий «Münsterland».

Коммерческие виньетки на конвертах, прошедших почту
Коммерческие виньетки на конвертах, прошедших почту

Капитан Брайан Хилл при содействии издательства «Picton Publishing» в 1975 году издал 196-страничный каталог небольшого размера в мягком переплёте, в котором проиллюстрировал около 180 различных выпусков «марок», а также штемпели и гашения.

-57

Поляк Януш Фрацкевич выпустил серию памятных изданий о творчестве Ассоциации, полную деталей, описаний и фотографий.

-58

Большой вклад в массив знаний о «марках» Ассоциации внёс Петер Вальднер, словацкий писатель и эксперт по филателии. Он собрал обширную коллекцию виньеток, памятных вещей и фотографий Ассоциации Большого Горького озера. Они воспроизведены в его каталоге в высоком качестве и в полном цвете.

Второе, 336-страничное издание каталога, вышло в 2021 году. Каталог имеет большой формат (размером примерно с лист А4) и содержит огромное количество качественных цветных изображений, энциклопедических данных о кораблях, капитанах и производителях «марок». В него также вошли «марки», имитирующие выпуски GBLA.

-59

Известная писательница из Великобритании Кэт Сенкер в 2017 году издала книгу «Застрявшие в Шестидневной войне».

-60

В конце 2019 года международная телекомпания «Аль-Джазира» выпустила трогательный документальный фильм «Суэц: Жёлтый флот» (продюсер Мохаммед Кенави). Бывшие члены экипажей рассказали эту историю своими словами. Они пересказали события с того дня когда корабли встали на прикол в начале Шестидневной войны и до освобождения в 1975 году. В фильм включено множество эпизодов документальной кинохроники и фотографий.

Телевизионная компания France TV (Франция) в 2023 году выпустила фильм о событиях 1967 года на Синайском полуострове и Большом Горьком озере. Одной из соведущих этого документального фильма стала Кэт Сенкер. И здесь присутствует интереснейший видеоряд из жизни Ассоциации и событий Шестидневной войны.

В 2017 году в Ливерпуле (Великобритания) состоялась встреча, посвящённая 50-летию со дня создания Ассоциации Большого Горького озера. Это мероприятие организовали кураторы Морского музея графства Мерсисайд.

Встреча в Ливерпуле в 2017 году. Фото: Ben Whittaker
Встреча в Ливерпуле в 2017 году. Фото: Ben Whittaker

1 июня 2017 года на встречу собрались около 100 бывших моряков и их родственников. Некоторые не виделись друг с другом с тех пор, как расстались на Суэцком канале. Были эмоциональные сцены, когда они заново открыли для себя бывших товарищей по кораблям. Питер Флэк приветствовал капитана Брайана МакМануса, которому на тот момент исполнилось 90 лет. Энди Лэниган присутствовал на мероприятии со своим сыном. Теперь, когда он стал пожилым, его память была уже не той, что раньше. Но когда он в тот день вошёл в Музей, он заметил своего старого приятеля с Большого Горького озера и воскликнул: «Вот Джорджи Уортон»! Не встречаясь до этого десятилетиями, они не утратили дружеское расположение друг к другу.

Джордж Уортон и Энди Лэниган в 1968 и 2017 гг.
Джордж Уортон и Энди Лэниган в 1968 и 2017 гг.

Как моряки вспоминали своё пребывание на Суэцком канале?

Питер Флэк с любовью припоминал эти дни. После ужасов Шестидневной войны жизнь на борту была приятной: «К счастью, у нас был хороший запас пива. Это помогло». Для Джорджа Уортона мини-Олимпиада стала ярким событием: «Поднятие тяжестей на одном корабле, футбол на британском корабле – это было невероятно!». Для капитана Брайана МакМануса это было участие «в многонациональном обществе, где "Железный занавес" был разорван на куски». В общем, бывшим пленникам Суэцкого канала было о чём вспомнить!

А члены Ассоциации в Германии и Словакии, насколько им позволяли возраст и здоровье, ежегодно отмечали это поистине выдающееся событие!

Другие мои публикации:

Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии (вступительная статья о том, как всё начиналось, откуда появился термин «почтовые призрак» и что он подразумевает)

Три взаимосвязанных публикации о «почтовых призраках», созданных членом Ассоциации лионских юмористов (Франция) Огюстом Бурди и его похождениях со своими друзьями:

(1) Орден Гвоздя (а также, что за наука такая «Клавологика» и где находится «Институт клавологических наук»);

(2) Иль-Барб (остров Барб) (как он стал «Суверенным государством Иль-Барб»);

(3) Огюст Бурди и его марки (из истории жизни и творчества этого неординарного человека, художника и коллекционера).

История, случившаяся сто лет назад. (о французском художнике и авантюристе Деландре и его «марках»).

Республика Кугельмугель (о необычном доме-шаре в Австрии и его создателе).

Тайна «марок мормонов» (об американском штате Юта, мормонах и авантюре с их «марками»).

Острова, «призраки» и... козы (о «почтовых призраках», связанных с названием этих животных).

Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства (история жизни французского авантюриста Давида де Майрены, Мария I, Короля Всех Седангов).

Остров Роз (история искусственного острова у берегов Италии и его «марках»)