Как только у нас случается мордобой с явным делением бьющихся по национальностям, лидеры их диаспор тут же начинают истерить на тему «это не межнациональный конфликт, это бытовой конфликт». И местные власти повторяют то же самое. На самом деле все они лукавят. Дело совершенно не в национальности как наборе генов. Однако, национальный дифференциал всегда работает как катализатор.
Дело в разнице культур и образа жизни. Если коротко: это «не межнациональные конфликты», это конфликты человека из диаспоры и атомизированного горожанина. Атомизированный человек - это означает что человек сам по себе, не принадлежит какой-либо общине, родственные связи размыты. Его друзья, как правило прыщавые менеджеры, которые за него не встанут на улице.
Так вот, если происходит какой-то конфликт между человеком из некой диаспоры и атомизированного человека, то получается конфликт дофеодального общинно-родового строя и человека 21 века.
И подобные стычки имеют свои четко выраженные особенности.
Разница культур дает разное восприятие поводов для драки. Там, где у «нас», горожан:
— Пошел ты!
— Сам пошел!
У «них» — смертельное оскорбление, которое можно смыть только кровью.
Есть разница и в культуре самой драки. Нас с детства учили, что драка до «победы», это когда противник повержен, лежит, просит пощады, но живой и частично здоровый. У "них" это бой на уничтожение. То есть запинать человека до смерти это обычное явление.
Совершенно разный порог между ударить, чтобы больно было, и ударить, чтобы убить. Горожанин, он, если что, куда денется? У брата на даче спрячется? А человеку из диаспоры есть куда уехать, его родина (или историческая родина, если он здесь не в первом поколении), она или за государственной границей, или там, куда оперативник из условного Екатеринбурга ну никак не доберется.
Современная Россия сталкивается с темой недовольства и разобщения, которое пронизывает общество на всех уровнях. Вместе с тем возникает вопрос: почему россияне так часто выражают чувство чуждости друг к другу, хотя официально по всем каналам говорят про сплочение общества? Кажется, что каждый человек испытывает претензию к обществу из-за предполагаемой несправедливости, что создает атмосферу недовольства и неприязни.
Россияне не любят друг друга и не любят общество в целом, потому что в душе каждого живет претензия - каждому кажется, что общество поступило с ним несправедливо, недолечило, недолюбило, не устроило на хорошую работу.
Исключения редкие
На Каширском шоссе в Москве произошло массовое избиение парня. Толпа мигрантов набросилась на него после того, как тот вступился за 15-летнюю девушку-подростка. По словам очевидцев, один из компании гостей столицы начал приставать к девочке, за неё и заступился парень. Он предложил разобраться «один на один», но так решить проблемы не получилось.
В итоге обидчик позвал на помощь своих друзей, и они все вместе набросились на парня. Полиция задержала дерущихся. Их личности установили, было заведено уголовное дело по статье о хулиганстве.
А если русский подросток избил мигранта? Наглядный пример из Челябинска, где русский парень заступился за школьников, которых дети таджиков поставили на счетчик и кошмарили целый класс. Его отправили в СИЗО
Так вот, парень, который заступился за девушку и парень, который пошел проучить подростков - мигрантов - это те, кто выбивается из понятия «средний россиянин». Те, кто остро чувствуют несправедливость и готовы пожертвовать собой. Но это исключение.
Существует ли на самом деле единая национальная идея, объединяющая нас? Различные социологические исследования показывают разнообразные точки зрения на этот вопрос. С одной стороны, есть мнение о сильном единстве нации в стремлении к благополучию России. Однако другие анализы указывают на значительную дивергенцию ценностей и убеждений в обществе, что делает трудным выделение общей национальной идеи. Дискуссии по этому поводу продолжаются, и каждый гражданин имеет свое собственное представление о том, что значит быть частью российской нации.