У огородников в разгаре рассадная пора. В очередной раз напоминаю, что ориентироваться в первую очередь надо не на так называемый лунные календари и уж тем более не на знаки Зодиака, а на агрономические сроки с упованием на помощь Божью.
Перед началом работ прочитайте специальную молитву на освящение семян (она помещена в конце публикации). Так, научно подтверждено, что семена пшеницы, которые прикладывали к мощам святых угодников Киево – Печерской и Троице – Сергиевой лавр, отличались повышенной всхожестью (на треть) и ускоренным развитием по сравнению с семенами этого же сорта и этой же партии, но хранившиеся в обычных условиях. Биофизический и биохимический анализ всех зерен также установил изменение энергетического состояния ядер и содержание химических элементов в семенах даже после кратковременного их пребывания возле святых мощей, что в конечном итоге ускоряло рост растений.
Издревле русский крестьянин, основываясь на многовековом опыте своих предков, обязательно молился перед тем, как открыть сельскохозяйственный сезон, будучи глубоко убеждённым, что «Бог не даст – и земля не родит», как гласит народная пословица.
Известны многочисленные случаи, когда по молитвам святых на, казалось, бесплодных землях люди получали невиданные урожаи. Так, на гранитных островах Валаама, практически лишённых растительного грунта, монахи создали удивительные сады, в которых произрастало только яблонь около 60 различных по срокам созревания сортов. Это самая северная географическая точка на земле со столетними плодовыми деревьями. После того, как монастырь был закрыт большевиками, сады пришли в упадок, но сила Божьей благодати не оставляла эти заповедные места: к 1960-м годам сохранилось примерно 300 яблонь. В настоящее время усердием и молитвами братии современного Валаамского монастыря знаменитые сады были возрождены.
Возле Оптиной пустыни (Введенский мужской ставропигиальный монастырь), когда её закрыли богоборческие власти, практически исчезла рыба из реки Жиздры, а в лесах перевелись грибы. Но как только в монастыре возобновилась монашеская жизнь, стала оживать и природа.
Надо ли говорить, что современному землевладельцу также следует во всяком деле на даче или приусадебном участке мысленно призывать в трудах и заботах благословение Божие, а также святых угодников, небесных покровителей садов и огородов. Среди них – Арина – рассадница – великомученица Ирина, чью память православная Церковь чтит 18 мая. С этим днём на Руси была связана высадка рассады капусты в открытый грунт, а святая Ирина являлась небесной покровительницей этих работ. Поскольку огородничеством в те времена занимались исключительно женщины, то именно они ставили свечку перед иконой Арины – рассадницы и молились ей, чтобы та оберегала их насаждения и помогла вырастить хороший урожай.
В условиях Пензенской области высаживать рассаду капусты в открытый грунт принято с десятых чисел мая, а ранней капусты ещё раньше – в конце апреля – начале мая, но обязательно под плёнку.
Перед посадкой огорода на Руси читали тропари и другие молитвы апостолу и евангелисту Луке, сеятелю слова Божия. О хорошем урожае огурцов молились блаженному Исидору (Сидору) Ростовскому.
Очень важным для крестьян был день памяти (22 марта) 40 воинов – мучеников Севастийских, принявших в 313 году смерть за Христа в ледяных водах озера. Помолившись в церкви воинам-христианам, крестьяне в тот же вечер готовили семена бахчевых (тыкв, арбузов, дынь) к посеву.
Есть небесный покровитель и у садоводов – мученик Фока Синопский (Фока вертоградарь, Фока садовник – память 5 октября). Святой угодник жил в IV веке в городе Синопе (сегодня портовой город на севере Турции), вел скромную жизнь, возделывая небольшой сад. На получаемые от продажи плодов деньги садовник оказывал помощь бедным и давал приют странникам. Благочестивая жизнь святого Фоки оказывала большое влияние и на окружающих людей, среди которых даже язычники принимали веру Христову. За это он был обезглавлен по приказу правителя – язычника.
Без Бога не до порога – так гласит народная пословица. В одном из рассказов прекрасного, но, увы, позабытого, писателя Сергея Гусева – Оренбургского повествуется о глухом приходе, в котором давно нет священника, а значит, некому дать благословение Божие на те или иные работы. И местный дьякон с мужиками обманом заманивает (а фактически выкрадывает) проезжего батюшку в деревню, и тот совершает все полагающиеся требы. Обходит дворы, кропя огороды, скотину, нивы, совершает молебен о послании дождя.
Рассказ написан в доброй шуточной форме, а смысл его в том, что в далекие времена наши предки ни одно серьезное дело не начинали без молитвы и благословения церкви. Действительно, если долго не было дождя, крестьяне выходили на поля вместе со священником и служили молебен о даровании дождя. И нередко батюшка, выходя из дому на такой молебен, брал с собой зонтик, ибо знал, что после всенародной молитвы дождь обязательно пойдет.
Для освящения семян не обязательно приглашать священника. Молитва, которая есть в любом православном требнике, (молитвослове) может читаться и любым православным человеком с последующим кроплением посадочного материала святой водой, которой можно запастись на праздник Крещения Господня 19 января.
Молитва на освящение семян для посева
После прочтения молитвы, желательно перед иконами, семена, посадочный картофель трижды окропить святой водой, можно просто рукой.
Господи Боже наш, от пречистыя и пребогатыя длани Твоея, предлежащее пред очима Твоима семен подаяние принесохом, Владыко, и сему Тебе вручитися молимся: не бо смеяхом в бездушных земли недрех заключити сия, аще не воззрим на повеление Твоего Величества, повелевающее родити и прозябати земли, и дати семена сеющему и хлеб в снедь. И ныне молимся Тебе, Боже наш, услыши ны молящиеся Тебе, и отверзи нам сокровище Твое великое, и благое, и небесное, и излей благословение твое, донележе удовлимся по неложным Твоим обещанием: и отжени от нас вся снедающая плод наш земный, и всякое наказание праведно проводимое на ны, грех ради наших: и богатая Твоя щедроты ниспосли на все люди Твоя, благодатию и человеколюбием единородного Твоего Сына, с Нимже благословен еси, и с пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Как известно, ещё в ветхозаветные времена израильский народ на исходе осени отмечал праздник жатвы как благодарность Богу за попечение и заботу, отдавая часть урожая на нужды храма и на благотворительность. В православной традиции принято освящать плоды нового урожая и дарить их людям на праздник Преображения Господня (19 августа), но, по справедливости, мы должны это делать с самой весны, ведь первую зелень и овощи мы получаем уже с апреля. Чем не повод поблагодарить за это Господа, принеся часть витаминной продукции в храм или поделившись ею с нуждающимся.
Что посеет человек, то и пожнёт. Посеет семечко томата – соберёт 3 – 4 килограмма помидорных плодов. Посеет семян добра, любви и сострадания, соберёт небесный урожай, который ни червь не точит, ни ржавчина не ест, ни воры не крадут. А где будет богатство ваше, там будет и сердце ваше.
Валерий Мельник.