А в чём собственно суть вопроса? Сейчас попробую объяснить. У меня есть строгое убеждение, что качество образования детей зависит, в-первую очередь, от запроса их родителей. Так просто? Просто надо захотеть для своих детей качественное образование? Нет, всё очень сложно. Просто захотеть недостаточно, мы же не в сказке, мы в школе! А здесь простой путь почти всегда неверный. Но это совсем другая тема для разговора.
Давайте вернёмся к родителям школьников. Все ли родители хотят качественного образования для своих детей? Как бы это странно не прозвучало, но нет, не все. Иногда встречаешь родителей, которые искренне негодуют, зачем их детям нужна такая сложная школьная программа. Вот научился ребёнок к 6 классу сносно читать, писать и считать, вот и достаточно. А мы тут со своими физиками и химиями пристали. Нонсенс заключается в том, что дети из таких семей иногда получают более качественное образование, чем те, которые воспитываются в семьях с высокими ожиданиями. Почему? На них не давит груз ответственности перед родителями. И если такому ребёнку повезёт по настоящему увлечься учёбой, то он может достичь очень высоких результатов.
Так что же получается, надо просто перестать возлагать ожидания на своих детей? Вовсе нет! Возлагать ожидания очень даже надо, не надо возлагать на ребёнка безмерную ответственность за результаты его учёбы. Психика ребёнка устроена таким образом, что при серьёзном давлении, он просто начнёт имитировать ожидаемые результаты. Например для получения высоких оценок (показатель успешности учёбы) ребёнок начнёт списывать или пытаться выпрашивать оценки у учителей. А это чревато тем, что он потом и во взрослой жизни будет имитировать на работе, в семье и вообще. Как говорится, хотели как лучше.
Вот и получается, что родителям важно уметь соизмерять свои ожидания со способностями ребёнка. При этом способности каждого ребёнка почти безграничны, надо просто понимать где сейчас находится зона его ближайшего развития. А как это узнать? Разговаривать с ребёнком о его интересах. Там и искать зону ближайшего развития. Конечно, стоит и своё мнение высказывать, но только на равных, а не нравоучительно (ох, как же это сложно!). Ещё можно иногда разговаривать с учителями, они многое могут заметить того, что родители не видят. Не потому что учителя прозорливее, просто они видят как ведёт себя ребёнок в кругу сверстников, то есть там, где он наиболее естественен.
Про соразмерность ожиданий и диалог с ребёнком и его учителями всё понятно. Что ещё? Не ещё, а главное. Так-так, помедленнее пожалуйста, будем записывать! Главное быть для своего ребёнка личным примером. Причём во всём. Хочешь чтобы твой ребёнок был требовательным к себе, тогда вы - его родители, должны быть требовательны не к ребёнку, а к самим себе. Ну и к ребёнку тоже, но сначала к себе.
Хотите чтобы ребёнок ответственно относился к учёбе? Тогда родителям надо ответственно относиться к своей работе и помощи с учёбой ребёнку. «Уважение к труду у меня воспитала тонкая полоска света под дверью папиного кабинета. Я знал, что он усердно трудится до позднего времени каждый день» - эти слова принадлежат отечественному писателю и телеведущему Юрию Вяземскому.
Хотите чтобы ваш ребёнок не сидел всё время в телефоне, тогда надо самим не сидеть в телефоне. Понимаю, что это сложно. Но как насчёт телефонного карантина? Например после 18:00 дома никто не может брать телефон в руки?
Хотите чтобы ребёнок уважительно относился к старшим, тогда будьте корректны в своих высказываниях по отношению друг к другу, к соседям, к знакомым, к учителям. Сложно донести до ребёнка, что учителя надо уважать, если он слышит от вас критику в адрес школы и педагогов.
Ещё нам надо принять, что фразы в формате: «Я в твоём возрасте… учился хорошо / слушался старших / сам убирался в своей комнате / уже работал» - не влияют на наших детей положительно. Скорее наоборот, дети воспринимают такие наши слова как критику. Мол вот я был каким, а ты не такой, ты хуже. Какая нашим детям разница, что там было в нашем детстве. Для них наше детство это эпоха динозавров. Они не знали нас тогда, они знают нас сейчас. Такими, какие мы есть сейчас.
Но! Всего этого всё равно не достаточно. Ребёнок не будет просто копировать поведение взрослых. Он должен увидеть и понять, что вести себя как ответственный взрослый это модно, интересно и самое главное полезно. Будет здорово, когда вы высоко оцените ответственное поведение ребёнка, даже если это только попытка, которая ещё не дала ожидаемый результат. Но ведь он только учится.
Вот это задачка. Это всё ведь очень непросто! Так ведь никто и не обещал, что будет просто. Можно ли ещё что-то добавить? Конечно! Можно ещё тысячу пунктов написать, но давайте остановимся. Пожалеем родителей современных школьников, ведь им и так тяжело. Для кого я всё это написал? Для себя конечно. Этакая карта желаний многодетного родителя современных школьников. Ну и вы присоединяйтесь, будем вместе стараться соответствовать.