Власти снова всерьез задумались о повышении тарифов на капитальный ремонт в многоквартирных домах.
Но на этот раз чиновники хотят не только повысить сами тарифы, но еще и создать эффективную систему, которая будет стимулировать граждан активнее отдавать свои “кровные” на освоение региональных операторов по капремонту.
Основные обоснования новых притязаний чиновников озвучил Сергей Степашин в своем интервью “Российской газете”.
Осваивать деньги собственников надо эффективнее
Первое касается ситуации относительно накопления денег жильцов, вносимых ими на капремонт на так называемых спецсчетах.
📃Справка: По закону жильцы МКД либо накапливают взносы на капремонт на специальных счетах и сами управляют и распределяют эти средства, либо взносы на капремонт уплачиваются региональному оператору, который уже дальше распоряжается ими, как сочтет нужным.
Так вот, по мнению Сергея Степашина, в ситуации, когда взносы аккумулируются на спецсчетах, жильцы расходуют их медленно и мало, так как не знают, как и куда вложить эти деньги. И совсем другое дело, когда деньги осваивает региональный оператор, он делает это оперативно и эффективно.
Поэтому власти задумали проводить разъяснительную работу с собственниками, чтобы они наглядно видели, как отремонтировали дом, где деньгами управлял региональный оператор, и что было сделано в доме, где взносы копились на спецсчетах.
Предлагается внести изменения в закон, да так, чтобы деньги на спецсчетах не могли долго залеживаться без дела.
Общие собрания в будущем станут компактнее
Еще одна проблема, которая мешает эффективно осваивать средства на капремонт, заключается в процедуре проведения общих собраний.
📃Справка: Согласно ныне действующему законодательству, чтобы решение, принятое общим собранием жильцов было легитимным, необходимо собрать кворум больше половины, а в отдельных случаях и не менее ⅔ от общего количества голосов собственников.
Практика показывает, что собрать так много собственников дома вместе не так то просто, а иногда и нереально. Поэтому Сергей Степашин считает, что законодательство и здесь пора менять, в части снижения пороговых ограничений.
При этом отмечается, что недавно введенная процедура электронного голосования также не может пока решить все проблемы, поскольку на веб-площадке ГИС ЖКХ часто происходят технические сбои и плюс к этому у людей сохраняется чувство недоверия к электронной процедуре.
Размер тарифов должен определяться с учетом роста стоимости ремонтных работ
Стоит ли ожидать повышения роста тарифов на капремонт?
Отмечается, что стоимость ремонта и материалов постоянно растет, поэтому вслед за ними растут и взносы на капремонт.
Таким образом, получается, что рост тарифов вызван объективной необходимостью. Вместе с этим Сергей Степашин считает, что ситуацию можно скорректировать, если изменить основу методики расчетов. Сейчас за основу берется максимально возможная стоимость капремонта, а можно брать за основу и среднюю стоимость, но уже по факту реально произведенных ремонтных работ.
Тарифы на капремонт устанавливаются региональными властями. И нередко бывает так, что местные власти долго не пересматривают размер взносов, а потом, когда это случается, происходит резкий скачок тарифов вверх.
В результате в некоторых регионах тарифы одномоментно увеличиваются сразу в полтора-два раза. Естественно, это неправильный подход. По мнению Сергея Степашина, лучше чаще пересматривать и повышать тарифы более плавно.
Что имеем в сухом остатке?
По итогам интервью можно сделать следующие выводы:
- власти хотят выстроить новую систему оплаты за капремонт;
- власти хотят, чтобы ремонтные работы производились чаще и в большем объеме;
- рост тарифов неизбежен, так как стоимость работ постоянно растет и, видимо, будет расти и дальше, ситуация нормальная, но лучше, чтобы тарифы росли более плавно и не пугали граждан;
- эффект применения новой методики, где будут исходить из средних, а не максимальных значений по факту будет компенсироваться устойчивым ростом стоимости ремонтных работ, а также расширением объема таких работ, поскольку на общих собраниях меньшим составом будет значительно проще проталкивать новые идеи капремонтного дизайна.
Ну и при любом раскладе, собственникам придется платить все больше и больше…