375,5K подписчиков

Алексей Балабанов – отец русского Робин Гуда

2,1K прочитали

Сегодня русскому, безусловно русскому режиссёру Алексею Балабанову исполнилось бы 65 лет и этот пост выходного дня в нашей рубрике «Искусство о войне» посвящён ему.

Пожалуй, это один из самых значимых русских режиссёров постперестроичного периода, если не самый значимый. То что культовый – безусловно. Балабанова можно упоминать через запятую после Тарковского, хотя, конечно, это абсолютно разные авторы с разными киноязыком и своим подходом к кинематографу. Дотошный эстет Тарковский мог снимать одну сцену часами, предварительно переложив и перекрасив в зелёный свет каждую травинку в кадре. Балабанов же, особенно в поздних фильмах, брал себе в кино начинающих актёров или вообще посторонних людей. Многие сценарии своих фильмов Балабанов писал «на коленке» – сценарий последнего фильма «Я тоже хочу» состоял из 12 страниц, написанных за ночь. Но даже между Тарковским и Балабановым есть преемственность – между «Я тоже хочу» и «Сталкером» параллели очевидны, как бы эту связь сам Балабанов при жизни не отрицал.

Балабанов – гений, и он уникален тем, что его кино нравилось всем – и патриотам, и либералам, и красным, и белым, и уточнённым интеллектуалам, и простому народу. В кино он мог изъясняться и просто, и сложно, поэтому и был доступен для всех. Он снимал «народные» фильмы, такие как «Брат», чтобы заработать денег и позволить себе снимать арт-хаус, типа «Морфия» или «Про уродов…». Но и то, и другое кино, Балабанов делал качественно и интересно.

Балабанов попал в русский миф, в «Брате» он очень точно угадал тип русского героя, который соответствовал чаяниям нашего народа. Это образ Данилы Багрова – парня с ангельским лицом, в вытянутой кофте и дробовиком в руках, который вершит справедливость. Это наш Робин Гуд. Американский бизнесмен обидел друга Данилы? И вот, Данила поднимается по пожарной лестнице небоскрёба, чтобы его наказать. «Я узнал, что у меня есть огромная страна…».

К нашей военной тематике без натяжки можно отнести, пожалуй, только один фильм, он так и называется «Война», он о том, как «Данила Багров», убежав из чеченского плена, возвращается с освободительной миссией, проводит СВО в кавказском ауле.

Но и просто военные часто присутствуют в балабановских фильмах. Тот же самый «брат» Данила возвращается в мирную жизнь из зоны одной специальной операции на Кавказе. Или якут-«афганец» в «Кочегаре», узнав, что убили его дочь, одевает офицерские перчатки и парадную форму, и забивает бандита, как крысу, остриём лыжной палки. Именно справедливости всегда и жаждет наш народ. И когда-нибудь война закончится и много «Багровых» вернутся.

Ещё тельняшка – частый атрибут фильмов Балабанова. Это символ военного братства, к которому себя Балабанов причислял ещё с армии, и сам носил тельняшку постоянно. Говорят, на похороны Балабанова пришли вэдэвэшники, отодвинули всю пришедшую псевдоинтеллектуальную питерскую тусовку, взяли в крепкие руки гроб и похоронили своего брата по-человечески, по-христиански, как положено. И на деревянном кресте, который позже сменил каменный, бы выгравирован знак ВДВ.

Сегодня русскому, безусловно русскому режиссёру Алексею Балабанову исполнилось бы 65 лет и этот пост выходного дня в нашей рубрике «Искусство о войне» посвящён ему.

Поэтому цитаты из «Брата» можно встретить и в зоне СВО – прилагаемое фото я снял в Сватово, горячем летом 2022-го. Почему наши парни и мужики там сейчас воют? Потому что с русскими на Украине поступили несправедливо.

Дмитрий Селезнёв (Старый Шахтёр) специально для @wargonzoya

*наш проект существует на средства подписчиков, карта для помощи

4276 3801 4149 1378