Найти тему
Mylene Farmer's World

Милен Фармер: "Je t'aime melancolie" - как бороться с клеветой?

Оглавление

Bonsoir, дорогие читатели!

Изучая жизнь и творчество Милен Фармер легко заметить любопытную деталь: она практически никогда не отвечает на нападки в свою сторону. Хотя недоброжелателей и критиков у нее хватало всегда, особенно первые 10-15 лет карьеры. Свою окончательную позицию певица обозначила в очень характерной для себя манере - написав песню. Едкая и ироничная "Je t'aime melancolie" стала достойным ответом всем любителям смешивать ее имя с грязью. Сегодня поговорим как о самом произведении, так и об отношении Милен к недругам.

"Je t'aime melancolie" ("Я люблю тебя грусть") создавалась в рамках подготовки материала для третьего студийного альбома Милен "L'autre" осенью-зимой 1990 года. О создании этой композиции мало что известно. Фармер написала текст отталкиваясь от музыки Лорана Бутонна. По воспоминаниям Тьерри Рогена, занимавшегося микшированием, запись песни проходила после "Désenchantée" и оказалась относительно простой и веселой. Ритмическая часть была вдохновлена песней "Lovely One" группы "Jackson 5". Относительно четкого разделения на мелодичный припев и рэповые куплеты Роген ссылается на Милен, говоря, что это ее эксперимент. В составе альбома песня вышла 8 апреля 1991 г. В ноябре того же года ее выбрали в качестве третьего сингла в поддержку "L'autre". 19 ноября пластинка появилась на прилавках и достаточно быстро поднялась на второе место в рейтинге Top 50. Общие продажи оцениваются в 300 000 копий.

Прежде чем перейти от сухих фактов к разбору текста, необходимо вспомнить контекст, в котором Милен Фармер добивалась славы. Дальше это будет важно. Свою карьеру исполнителя Милен начала довольно специфическим образом. Первая же исполненная ею песня "Maman a tort" стала творческой провокацией в мире эстрадной музыки. Очень смелая и рискованная заявка. При этом сама девушка изначально мало что умела. Тексты писал Жером Даан, музыку - Лоран Бутонна, хореографию ставили как получится втроем, а замкнутый характер ограничивал возможность ярко высказываться в интервью. Добавим сюда отсутствие музыкального образования, так что вокальные способности систематически она до того не развивала. А, между тем, песни и клипы начинающей певицы становились все более яркими и провокационными. В средствах массовой информации отношение к новоявленной бунтарке сперва было настороженным, но вскоре интерес многих музыкальных обозревателей сменился скепсисом и насмешливой критикой.

Наиболее частые обвинения можно свести к пяти пунктам:

1. Фальшивость образа. Едва ли не главная претензия журналистов к Милен. Утверждалось, что образ "вечно страдающей певицы" это маркетинговый ход, призванный сыграть на жалости и умилении. Еще активнее эти идеи стали озвучивать после первых концертов, на которых артистка не всегда справлялась с эмоциями.

М.Ф. - "Когда текут слезы, говорят эмоции. И здесь, как бы некоторые ни хотели об этом думать, нет обмана. Я знаю, что испытывала каждый вечер на сцене. Никто не сможет уличить меня в том, что я солгала о своих чувствах." (Télé 7 Jours, 1 апреля 1991 г.)
Фото с концерта Tour-89
Фото с концерта Tour-89

2. Неумение петь вживую. Долгое время Милен не давала концертов, выступая только на телевидении под фонограмму. Единичные попытки петь самостоятельно были, но результаты оказывались далеки от желаемых. Отлично зная об этом слабом месте девушка занималась с преподавателями и улучшала навыки, но на TV все равно появлялась только с предзаписью. Когда же Фармер после долгой подготовки все же дала серию концертов "Tour-89", на которых принципиально исполняла свои хиты самостоятельно, многие ей просто не поверили.

М.Ф. - "Я никогда не соглашалась выступать ни в одном телешоу с живым исполнением. На съемочной площадке TV я не могу контролировать звук. Я не хочу играть в русскую рулетку со своими песнями. Они слишком важны для меня. В итоге все пришли к выводу, что я не умею петь и что мои концерты пройдут под запись." (Tele Moustique, 12 октября 1989 г.)

3. Псевдоинтеллектуальные тексты. Забавная претензия, которая появилась еще до того, как Милен Фармер начала сама писать тексты. Периодически отдельные издания цеплялись к содержанию ее текстов, называя многочисленные отсылки к литературе ширмой, скрывающей внутреннюю пустоту.

4. Раскрутка за счет клипов. Как и второй пункт, на раннем этапе творчества он был отчасти справедлив. Благодаря энтузиазму и профессионализму Лорана Бутонна кинематографичные клипы Милен стали настоящим прорывом в своем жанре. И было бы странно отрицать тот факт, что на раннем этапе творчества они существенно помогли молодой артистке прославиться. Вот только качества самих песен это не отменяет.

Кадр из клипа "Pourvu qu'elles soient douces"
Кадр из клипа "Pourvu qu'elles soient douces"

5. Зависимость от своего Пигмалиона. Чрезвычайно популярная идея, периодически поднимаемая журналистами до сих пор. Речь конечно же о Лоране Бутонна, который создавал музыку, снимал клипы и даже написал почти все тексты для первого альбома Милен Фармер. Безусловно, влияние Лорана на старте карьеры было огромным, но это не значит, что певица не развивалась, оставаясь марионеткой. К концу десятилетия в ее ведение перешло написание текстов, хореография, некоторые сценарии для клипов и кадровая политика в коллективе. В начале 90-х Бутонна только писал музыку и снимал муз.видео (и то не все). Не преуменьшая заслуг соавтора Милен стоит отметить, что если Лоран и был Пигмалионом, то очень недолго.

Милен Фармер и Лоран Бутонна
Милен Фармер и Лоран Бутонна

6. Высокомерие. А это уже претензия больше со стороны шоу-бизнеса. Как рассказывали люди из окружения Милен, она довольно неохотно контактировала с творческой "тусовкой" и почти не посещала общих мероприятий.

- Что думало окружение об этой молодой певице, которая держалась в стороне?
Даниэль Фуше (пресс-секретарь) - Некоторым это, конечно, не нравилось. У нее был имидж немного зануды, но не чрезмерной, потому что она была очень милой." (IAO, 2005 г.)

Характерным примером стал отказ певицы выступать на церемонии награждения премии "Victoires de la musique" в 1988 г. Не менее примечателен ее комментарий по поводу того вечера:

М.Ф. - "Я часами сидела за кулисами на репетициях того телевизионного вечера. Здесь была вся тусовка шоу-бизнеса, и эти люди вызывали у меня отвращение. Они все ненавидят друг друга. Мне было грустно, что я была вознаграждена и признана этими людьми. Это Победы лицемерия! Я чуть не сбежала, но осталась, чтобы доставить удовольствие людям, которые смотрели шоу. Они бы не поняли..." (Télé Moustique,12 октября 1989 г.)

В действительности, стоило догадаться, что изначально причиной такого поведения являлся нелюдимый характер и скромность, а вовсе не надменность. Неприязнь к завидующим коллегам появилась уже позже.

Фото с церемонии "Victoires de la musique" 1988 г.
Фото с церемонии "Victoires de la musique" 1988 г.

Перечисленное выше не имело абсолютного характера, многие издания писали о Милен вполне благожелательно. Но "желтая пресса" и творческая богема отыгрывались на певице с завидным постоянством. Приняв это во внимание переходим к разбору текста.

Текст

В качестве основы для разбора был взят перевод отсюда. Мы разберем наиболее интересные части, за полным текстом переходите по ссылке.

Интересно уже то, что куплеты и припев имеют двойное дно. С одной стороны, они полностью соответствуют названию и раскрывают тему желанного чувства меланхолии. Именно эту сторону вопроса Милен подчеркивала в интервью, касаемо данной песни.

М.Ф. - "Это одна из моих любимых тем. Состояние меланхолии - это что-то кисло-сладкое. Я попытался развить эту идею… Мне нравятся эти состояния, хотя иногда они немного болезненны. В таких состояниях можно позволить себе немного расслабиться, даже если это приведет к слезам. Но слезы мне тоже нравятся…" (Podium, 1 сентября 1991 г.)
Черновик текста, предположительно найденный фанатом в мусорном ведре
Черновик текста, предположительно найденный фанатом в мусорном ведре

Но композиция имеет и обратную сторону - цинично отражающую действительность. Читаемые низким голосом куплеты холодно констатируют реальность, в то время как мелодичный припев показывает взгляд со стороны на закрепившийся в СМИ образ певицы. Обратимся к первому куплету:

(№1)
У меня есть что-то вроде желания
Провести свою жизнь в постели
Что-то вроде навязчивой идеи
Каждый раз, когда мне говорят:
Проблема в том, что
Слишком быстро растет
Ночная сорная трава
И тогда мне приходит в голову идея:
Пожалеть себя

Очевидно, что под "сорной травой" Милен имеет в виду себя, а точнее, свое отражение в глазах критиков. Очень точное сравнение, ведь для недоброжелателей она была одной из сотен "пустышек", случайно добившаяся успеха. Эта часть тут же сменяется вставкой, в которой артистка словно подыгрывает желтой прессе:

Такое уж мое счастье
Я страдаю, не подавая вида
Я жду свою боль
Ее рот так нежен

Второй куплет отличается только во второй половине, где Милен уже вставляет "шпильку", рассуждая о природе сорняка.

(№2)
...
Я наслаждаюсь в ночи
Идеей вечности
Сорная трава вредна,
Потому что не погибает никогда

И вновь безэмоциональное повествование сменяется чувственным припевом. Расценивать его можно двояко. Это и вполне честное раскрытие заявленной темы песни, и, вместе с тем, ирония по поводу своего же образа.

Когда все серо
Боль - моя подруга
Долгое пикантное самоубийство
Я люблю тебя, грусть
Чувство, которое
Уводит меня в бесконечность
Смесь худшего, моего желания
Я люблю тебя, грусть (...)

О, приди, молю тебя
Она и твоя подруга
Это эликсир моих психозов
Я люблю тебя, грусть

Вторая половина песни представляет собой насмешливый ответ всем неприятелям. Милен вновь использует старую шутку насчет своей "фермерской" фамилии ("The Farmer's Conclusion") и через ботанические мотивы высмеивает критиков:

(№3)
У меня что-то вроде желания
Пустить свою жизнь на ветер
Каждый раз когда мне говорят :
Это сорная трава
А я говорю:
Что рожденная дикой
Заслуживает, чтобы ее оценили.
В конце концов, она нередко смеется над
Слишком уж культурными*, вот так!
*В оригинале приводится аналогия с культурными растениями
Кадр из клипа "Je t'aime melancolie"
Кадр из клипа "Je t'aime melancolie"

На примере истории с музыкальной премией хорошо заметно это завуалированное противостояние с богемным кругом. Последний куплет раскрывает посыл Милен в полной мере:

(№4)
У меня есть что-то вродее идеи
Морали
Немного печальной идеи,
Которая никогда не погибает
В кратце, так:
Чтобы понравится завистникам,
Тебя должны игнорировать.
Но вот, но вот, но вот, в этот раз
Бог вырастил меня, так что?

Удивительная прямота, совершенно нехарактерная для текстов Фармер. "Печальная идея" понятна - понравиться завистникам певица могла только самоустранившись в самом начале. Но вот она уже выросла в звезду, так что теперь? Поэтому итог очень простой - "Я такая, какая есть и вы мне смешны".

Разумеется, противники от этого послания не разбежались в оскорбленных чувствах. Раз в 5-10 лет вопрос всплывает вновь. Можно вспомнить церемонию награждения премии "Victoires de la musique" 2005 г. В ответ на признание ее "Лучшей певицей 20-летия" Милен отправила письмо с просьбой никогда больше не номинировать ее, заодно напомнив, что один из последних ее синглов называется "F*ck them all". Принимать награды от кучки лицемеров не в духе "рыжей бестии". С середины нулевых Милен погрузилась в молчание, видимо посчитав, что о себе уже сказала достаточно.

Фото с концерта Timeless 2013 г. Интерлюдия Maman a tort - Je t'aime melancolie
Фото с концерта Timeless 2013 г. Интерлюдия Maman a tort - Je t'aime melancolie

Клип

Съемки клипа проходили в ноябре 1991 года. Впервые в музыкальном видео певицы была использована хореографическая часть, целиком ею же и поставленная. Доминика Мартинелли, выступавшая в качестве танцовщицы у Милен с 1987 года рассказывала следующее:

Д.М. - "Однажды Милен позвонила мне и объяснила, что она собирается написать хореографию для этого сингла, но ей нужна я, чтобы все это согласовать. Софи Телье в то время была недоступна, поэтому я взяла на себя эту роль. Мы проводили целые дни в студии с Милен, которая постепенно создавала свою хореографию. Затем я тренировала танцовщиц для клипов и телепередач. Однако движения были настолько основаны на словах, что, чтобы научить их хореографии, я предпочла попросить их выучить песню наизусть, чем произносить "1, 2, 3, 4 и т. д" ("Styx Magazine" spécial Tour 89 - 2014 г.)

Данный танец использовался позже для выступлений как на TV, так и на концертах (хотя тут уже были косметические изменения). Под официальным видео "Je t'aime melancolie" с концерта Timeless 2013 на ютуб-канале Милен можно прочитать любопытный факт:

"Cette chorégraphie par sa particularité fut, lors des répétitions du show Timeless, un véritable challenge de mémorisation pour les danseurs"
"Эта хореография в силу своей уникальности на репетициях шоу Timeless была для танцоров настоящим испытанием на запоминание"

Костюмы для Милен и танцовщиц были разработаны модельером Жаном-Полем Готье. Это был первый случай их сотрудничества.

Вторая часть видео с поединком полностью соответствует заложенной в тексте идее. Соперник девушки - собирательный образ враждебно настроенных СМИ. В какой-то момент противник убирает рефери, превращая бой в циничное сведение счетов, из которого Милен с большим трудом выходит победителем. Существует версия, что финальные кадры клипа перекликаются с видео "Désenchantée" в плане упаднического настроя. Главная героиня остается одна, под тусклым светом на пустом ринге. Что это, метафора грозящего одиночества, или просто внутреннее опустошение от тяжелой победы?

М.Ф. - В плане физической подготовки я целую неделю занималась с тренером. Что касается достигнутых в ней результатов, то это скорее вопрос монтажа. (Eldoradio, 8 марта 2000 г.)

Клип впервые был показан по TV 15 декабря 1991 г.

В поддержку сингла Милен четыре раза выступила на телевизионных шоу. Вот пример одного из них:

"Je t'aime melancolie" на концертах

Впервые песня была представлена на концерте в 1996 году. Упрощать хореографию певица не стала, даже с учетом специфической обуви. В остальном же можно отметить резкое изменение стиля после возвращения из США, исполнение куда более экспрессивное.

На концертах "Mylenium tour" 1999-2000 гг. композиция была добавлена в сет-лист только для выступлений в России.

В 2006 году на шоу в Берси "Меланхолию" вернули в основную программу.

Тур 2009 года вновь прошел без этого произведения, за исключением единственного концерта в Санкт-Петербурге. Последний, на данный момент, раз, когда "Je t'aime melancolie" звучала со сцены это выступления в туре Timeless 2013. Есть основания полагать, что это одно из лучших представлений песни на сцене за все время.

"Je t'aime melancolie", безусловно, один из самых узнаваемых хитов Милен Фармер. Песня сочетающая в себе все элементы фирменного стиля певицы - многосмысленный текст, ритмичная музыка, оригинальная хореография на концертах. И что немаловажно, идея, заложенная в композиции остается всегда актуальной. Лжецы и недоброжелатели будут всегда, но к достойной личности грязь не прилипает даже в свете софитов.

-11

Делитесь своими впечатлениями о песне, клипе, выступлениях и присоединяйтесь к нашему сообществу, если вам интересны подобные материалы.

До скорых встреч!