Найти тему
Известия Мордовии

«Ничего нет вкусней родной, скрябинской водицы!» — убежден Почетный авиастроитель СССР Владимир Кудюмов

В прошлом году наша газета впервые опубликовала информацию о нашем легендарном земляке — Почетном авиастроителе СССР Владимире Кудюмове. По многочисленным просьбам наших читателей сегодня мы вновь возвращаемся к герою публикации. Убеждены, что именно в канун Дня защитника Отечества рассказ о человеке, внесшем важный вклад в укрепление обороноспособности нашей страны, будет полезен в первую очередь для нашей молодежи.

Встречи на малой родине

Родился будущий Почетный авиастроитель СССР Владимир Кудюмов в селе Скрябино (в 32 км от Саранска) 21 сентября 1938 года. Ныне он живет в Москве, окружен заботой и вниманием родных, близких и друзей. А все равно чего-то не хватает!.. Вот уже 85 лет недавно «стукнуло», а во сне постоянно снится родное Скрябино, небольшая речушка Акша и… мама Екатерина Евсеевна Кудюмова. Именно мама делила с ним первые радости, поддерживала в трудные минуты. В суровые годы военного лихолетья, не жалея себя, она, как и все мамы, защищала своих детей, голодала, мерзла. Теперь понятно, почему наш земляк решил встретить 85-летний юбилей именно на малой родине!

В первую очередь приехал Владимир Васильевич на кладбище родного Скрябина, чтоб поклониться всем ушедшим родным и близким, и в первую очередь — маме. И водички из скрябинского родника испил он. «Ничего нет вкусней родной, скрябинской водицы», — приговаривал Владимир Васильевич.

— Малая родина была, есть и будет в моем сердце до конца. Каждый год мы с супругой посещаем родное Скрябино, навещаем могилку мамы. В родном Скрябине живет мой ровесник Виктор Иванович Погодин, очень хороший человек. Помним друг друга совсем юными. Даст Бог, увидимся и в нынешнем году…

Мать – это начало начал…

В своей жизни неграмотная Екатерина Евсеевна пережила многое. В двадцать лет она вышла замуж. Василий Григорьевич Кудюмов, ее муж, перед войной работал в колхозе, был на хорошем счету. Парень был, как «с выставки»: красавец, на все руки мастер, не пил, не курил.

Жили дружно, в мире и любви… Но 1941 год вписал в жизнь Екатерины свои непредвиденные страницы. Ушли на фронт три ее брата, а вскоре ушел защищать Родину и Василий. В Скрябине каждая весточка с фронта была достоянием всех. Приходили письма к односельчанкам, похоронки. Екатерина ждала… Дети росли. Тяжело ей было одной. Судьба не была милостива к ней.

Под Ленинградом погиб ее брат Дмитрий. А потом и остальные два брата пропали без вести. Всю жизнь Екатерина ждала супруга с фронта, но так и не дождалась. Дети видели, как дрожали руки мамы, когда собирала одежду, обувь своего Василия для обмена на продукты питания. Иначе было не выжить.

В главном повезло Екатерине Евсеевне – с детьми. Они всегда помогали маме, старались во всем угодить ей, видели, каким непосильным трудом достается маме каждый кусочек хлебушка на их столе. Сбылась мечта ее единственного сына Владимира — стать авиастроителем!

Терпение и труд

В 1953 году Владимир Кудюмов закончил 7 классов с отличием и поступил в Кемлянский сельскохозяйственный техникум, который окончил в 1957 году с отличием. После окончания техникума поступил в Пензенский сельскохозяйственный институт, где проучился 2 года. В 1959 году вышло постановление ЦК КПСС «О дополнительном наборе в авиационные вузы страны». Вся «Доска почета» Пензенского сельхоз¬института «пошла» в Куйбышевский авиаинститут.

Владимир перевелся в Куйбышевский авиационный институт на 3 курс. Из-за разницы институтов и факультетов пришлось много предметов досдавать, и он, отличник, начал получать тройки, но затем все исправилось, и Владимир опять стал учиться на «отлично».

«Жемчужина» — это судьба

Познакомившись с будущей избранницей Маргаритой, герой нашего повествования влюбился в нее с первого взгляда. Маргарита – в переводе с древнегреческого означает «жемчужина». Эта «Жемчужина» была представителем исконно куйбышевской интеллигенции. Студенты авиационного института были лучшими женихами города! Попасть на танцы с оркестром в институт к будущим авиастроителям считалось большим везением для девчат. Слава Богу, у Маргариты и нашего Владимира все сложилось, как в кино.

Свадебка была скромной. Больше походила на комсомольский вечер в квартире. Свидетелем у молодых был Владимир Павлович Шорин – будущий академик Академии наук СССР – с супругой Галиной Александровной.

В 1964 году родился сын Валерий, а в 1971 году – дочь Ирина. Жена Маргарита Александровна проработала более 40 лет учителем начальных классов в Тбилисской школе №83 и Костровской школе Истринского района Подмосковья.

Траектория судьбы

В 1963 году Владимир закончил Куйбышевский авиационный институт и был направлен на авиационный завод в Тбилиси. Свою трудовую деятельность на заводе он начал с мастера сборочного цеха на участке гидравлики, хотя учился в институте на факультете моторостроения.
В 1965 году Владимир стал старшим мастером, потом трудился заместителем начальника цеха. Стал начальником Бюро технического контроля цеха.

В 1971 году его назначили заместителем главного контролера завода, в 1976 году – главным контролером завода. С 1979 года по 1993 год работал заместителем генерального директора сначала по производству и затем — по качеству.

Во время работы на Тбилисском авиационном заводе Владимир Васильевич был пятикратным победителем (с 1976 года по 1980 год) соцсоревнования Министерства авиационной промышленности.

За время работы получил почетные звания: «Заслуженный инженер Грузинской ССР», «Заслуженный рационализатор Грузинской ССР» и «Отличник качества Министерства авиационной промышленности СССР», «Отличник авиации» и многие другие.

В 1987 году завод выпустил 146 самолетов Су-25: за это выдающееся достижение нашему легендарному земляку было присвоено звание «Почетный авиастроитель СССР».

Секреты руководителя

Всем известно, что качеству выпускаемой продукции придается большое значение везде. Особое внимание качеству уделялось на авиационном заводе в Тбилиси, там, где производилась окончательная сборка «изделия» — штурмовика Су-25. И если случайно некачественно будет произведен монтаж, сборка того или иного отсека, то обнаружить его будет очень трудно, иногда даже поздно…

Поэтому в цехах работали с предельным вниманием контрольные мастера, контролеры, бюро технического контроля, а их работой руководил заместитель генерального директора по производству, а затем и качеству выпускаемой продукции Владимир Кудюмов. Невероятно, но в 80-е годы почти каждый день на Тбилисском авиазаводе сдавали по боевому самолету в «авиационный строй»!

Самолет-воин

У каждого самолета своя биография, своя судьба. На взгляд Владимира Васильевича, штурмовик Су-25 занимает особое место в ряду крылатых машин Воздушно-космических сил России. Его создание было продиктовано необходимостью решения проблемы эффективной авиационной поддержки сухопутных вой¬ск. И эту свою миссию самолет исправно выполнял не только в учебных, но и в настоящих боях. Самолет, который никого и ничего не боится, называли «летающим танком», «автоматом Калашникова».

Первое боевое крещение Су-25 получил в горячем небе Афганистана. А потом… Легче, наверное, назвать те локальные конфликты новейшей истории, где эти самолеты не воевали. Самолет десятки, сотни раз выходил из таких переделок, откуда, казалось, обратного пути нет.

СУ-25 — самолет-воин. Неслучайно 20 октября 1999 года Владимир Путин, тогда еще Председатель Правительства России, после встречи в Краснодаре с военнослужащими ВВС, участвующими в контр-террористической операции на Северном Кавказе, сел именно за штурвал этого самолета.
— Жизнь не стоит на месте, — сказал в беседе с корр.«ИМ» Почетный авиастроитель СССР В.В.Кудюмов. — Сегодня Военно-воздушные силы вынуждены делать ставку на модернизацию имеющегося парка авиатехники. Су-25 здесь не исключение.

Здравствуй, Родина!

В 1991 году, после распада СССР и выхода Грузии из Союзного договора, соответственно, жить и работать в Грузии стало все сложнее. Национализм стал процветать благодаря поддержке извне. Заводу нечего было выпускать. Так как все смежные связи для производства самолетов были разрушены, к 1993 году В.В.Кудюмов завершил работу на авиазаводе. С семьей в статусе беженцев переехали в Подмосковье. В Истринском районе наш земляк устроился на работу в оздоровительный комплекс «Лесной». Проработал там директором до 2013 года.

В бытность его директором оздоровительный комплекс «Лесной» превратился в образцовый Дом отдыха, который с удовольствием посещали и рядовые труженики, и «звезды» отечественной эстрады, и довольно-таки влиятельные персоны.

В 75 лет В.В.Кудюмов ушел на пенсию. Только теперь у него появилась возможность посмотреть любимые спортивные трансляции по футболу, баскетболу по ТВ, совершать прогулки по ближнему парку… По признанию собеседника, главное его богатство — семья и коллеги по прежним работам в Тбилиси и Подмосковье, замечательные друзья по Мордовскому землячеству в Москве.

Есть чем гордиться!

Гордость Владимира Васильевича Кудюмова – сын Валерий, дочь Ирина, два внука Володя и Вадим, внучка Катя и правнук Саша.

Сын Валерий Кудюмов после окончания в 1985г. Грузинского политехнического института работал на Тушинском машиностроительном заводе. Был старшим мастером сборочного цеха по сборке космического корабля многоразового использования «Буран». Работал в ООО «Промышленный Альянс «ПРОМЭКСИМ» в должности генерального директора. За время работы под руководством Кудюмова В.В. были выполнены работы по восстановлению работоспособности и продлению ресурса трассовых радиолокационных комплексов, что позволило в конце 90-х годов обеспечить безопасность воздушного движения на всей территории России.

В настоящее время работает в ПАО «НПО «Алмаз», где занимается ремонтом и вводом в эксплуатацию систем управления воздушным движением. Под руководством Валерия Кудюмова были построены площадки и введены в эксплуатацию доплеровские метеорологические локаторы ДМРЛ-С в городах Краснодар, Курск, Новосибирск, Петропавловск-Камчатский, Калевала, Саранск, Йошкар-Ола.

Внук Владимир окончил институт по направлению «Средства мобильной связи с подвижными объектами». Работает на предприятии, которое занимается разработкой и серийным производством беспилотных летательных аппаратов в рамках гособоронзаказа для Министерства обороны.

Внучка Екатерина Фирсова учится в Российской Академии народного хозяйства и Государственной службы при Президенте РФ и работает в Корпоративной Академии Росатома в должности интернет-маркетолога.

Вместе 60 лет!

«3 июня 2023 года, мы с женой отметили 60 лет совместной жизни (бриллиантовую свадьбу). Незаметно пролетело время! А мы даже поругаться не успели, все было некогда. Все было хорошо, но мало (смеется)»! — говорит Владимир Васильевич, к слову, отличный тамада, с тонким, добрым юмором. 30 лет жизни на Кавказе не прошли даром. А кулинарное мастерство супруги Маргариты Александровны по блюдам грузинской кухни пхали, чахохбили, сациви мало кому удастся превзойти.

Хлебосольство и гостеприимство в семье Кудюмовых — важнейший закон!