Найти тему

3 причины мещающие расти бизнесу в масштаб и карьере вверх

Оглавление

В этой статье хочу разобраться, почему если масштабирование бизнеса и рост по карьерной лестнице - цели многих людей. Почему же мы их не достигаем?

Еще когда я работала в ИТ и тоже самое замечаю сейчас - одной из первых точек распутья в карьере был момент, когда ты начинал отвечать не только за себя, а за работу команды, пусть и небольшой из 2-3 человек. Если ты предприниматель - это точка, где ты для масштаба нанимаешь себе сотрудников, которые по идее должны упростить тебе жизнь, а выходит наоборот. Разберемся почему.

Масштабирование бизнеса и рост по карьерной лестнице - цели многих людей. Почему же мы их не достигаем? источник Яндекс Картинки.
Масштабирование бизнеса и рост по карьерной лестнице - цели многих людей. Почему же мы их не достигаем? источник Яндекс Картинки.

Отступим на пол шага назад, чтобы придти в эту точку в принципе нужно взять на себя ответственность. Это тоже не все готовы сделать. Но далее мы говорим уже о тех, кто готов и берет на себя ответственность за работу других, но все равно сталкивается с проблемами ввиду его внутренних причин.

Первая корневая - глубинная травма "ненужности" и страх оказаться "изгоем"

Может показаться, что это разные вещи, но это стороны одной медали

Такой человек в глубине души боится остаться ненужным, если все будут делать другие. "А я тогда зачем? А что будет со мной?". Профессионал начинает бояться перестать быть профессионалом, потому что "недостаточно практикует, пока руководит". Предприниматель начинает бояться, что сотрудники всему научатся и уйдут делать свой бизнес. Поэтому безопаснее остаться там где ты есть, пусть и в перегрузке. "Хотя бы бизнес не отберут" или "хотя бы сам профессионалом останусь".

Такому человеку крайне важно оставаться "своим в доску" и очень страшно принять предложение о повышении по должности, потому что он сразу становится "птицей другого полета", то есть изгоем в привычном коллективе (ну он так думает), а это невыносимо сложно прожить. Он всегда должен быть нужным и полезным, занятым по самые уши и душой коллектива. А руководитель душой быть не сможет.

Страх стать изгоем в привычном коллективе. Источник Яндекс. Картинки
Страх стать изгоем в привычном коллективе. Источник Яндекс. Картинки

Вторая причина - бояться и не уметь решать конфликты

Даже если человек все этапы прошел и принял на себя смелость стать руководителем, уже вступив в свои права он может все равно пытаться играть не свою игру. Ему же было важно оставаться "своим" среди команды, поэтому она будет опасаться жестких мер, твердых решений и все время всех жалеть и находить компромиссы даже там, где они вредят.

Зачастую у нас нет в голове приятного образа начальника, с которым есть и контакт и дистанция одновременно. И не все умеют такое создавать. И люди мыслят стереотипно "начальник=самодур, а я таким быть не хочу, поэтому не пойду на эту должность". Или "если я пойду, то там придется делать неприятные мне вещи", например неизбежно будут конфликты интересов, будут они с крутыми людьми, а я конфликты не люблю". И не многие знают и понимаю, что конфликт, какая-то жалоба клиента - это огромный источник энергии, которые можно превратить в великое благо - улучшить продукт, процесс, стать эффективнее по итогу и сильнее. А почему конфликтов боятся, мы уже поняли из корневой проблемы. В результате конфликта легко остаться "неправым и виноватым", а значит исключенным из круга "хороших и правильных", которым мы стремимся быть.

Я здесь начальник! Источник ЯндексюКартинки
Я здесь начальник! Источник ЯндексюКартинки

Третья причина - неумение делегировать

Все знают, что нужно делегировать часть работы команде, но не все это умеют делать. Чаще всего забывают, что это подразумевает передачу ответственности за результат исполнителю. И вместо того, чтобы ответственность передать и спросить только за результат, начинают чрезмерно контролировать каждый шаг, лишая человека свободы действий, а себя загоняют в ловушку. Ловушка тут с двойным дном, потому как, с одной стороны, они не получают результата в виде освобождения своего времени (контроль дело затратное и бывает сравнимо по времени с тем, как сделал бы сам), и кроме этого, еще начинают исправлять "косяки" исполнителей, вместо того, чтобы поручить это именно тем, кто накосячил.

Все тащить на себе и не делегировать - большая ошибка. Источник Яндекс. Картинки.
Все тащить на себе и не делегировать - большая ошибка. Источник Яндекс. Картинки.

Случаи из практики

Было несколько случаев, когда предприниматель не шел в масштаб, замыкая все на себя, не делегировал, контролировал, и загибался под грузом этих проектов (и тоже самое часто происходит с людьми в найме), потому что боялся, что получив инструкции, сотрудники уйдут. Но на сессии увидел, что этих инструкций мало, и что он их и так дает только каждый раз устно. И чтобы открыть свое дело нужно кое что еще, помимо инструкций и что страх "оказаться ненужным" руководит его действиями.

Технические специалисты в большинстве случаев не идет на руководящие должности, потому что там "не остается времени, чтобы писать код" (делать привычную им работу), и они себе объясняют это так, что они теряют себя как эксперта и профессионала. А сколько людей отказывалось идти на руководящие должности... Официальная версия "я не готов к такой ответственности" обычно всех устраивала, но на самом деле причины были глубже и почти всегда мы их находили в том, что люди боялись потерять контакт и связь с командой, когда они сначала были на равных и в одной лодке, а теперь было страшно оказаться "одному и выше" всех других. А как руководить, не теряя контакта они не знали и не умели. А это очень страшно, так как много усилий уже положено на то, чтоб стать профи. И "еще не известно получится ли стать хорошим руководителем" и это из серии лучше "синица в руках".

У меня в практике были случаи когда из-за страхов работать с командой человек даже был готов отказаться от крутой бизнес-идеи, потому что она могла стать успешно только в случае работы командой, а не в одиночку, и он это прекрасно понимал. Тогда если сам - я "задолбаюсь", а если с командой - я не готов. И психика уходит в самосохранение - отказывается от этой идеи и ищет другую. И так тянется уже много лет - бесконечный перебор идей, и бизнес не движется с места. А требовалось несколько встреч с коучем, увидеть эту ситуации без искажений, понять и исцелить причины и все, поиск идей прекращен, есть план и готовность идти по нему в дело.

Присоединяйтесь к телеграм-каналу, если хотите получать больше материалов и личного общения.

Екатерина Канаева. Архитектура реальности