В этой статье я продолжаю цикл очерков о выдающихся фотографах, снимавших
Москву в разные годы. Ссылки на остальные статьи оставлю в конце материала.
Сегодня хочу рассказать о работах Владимира Владимировича Богданова. Он родился 4 сентября 1937 года в Ленинграде. В 1955 году, во время учёбы в Ленинградском Текстильном институте, вступил в одно из первых в СССР объединений фотолюбителей при Выборгском Дворце культуры - ленинградский фотоклуб ВДК. Вся его дальнейшая судьба была неразрывна связана с фотографией, которой Богданов был одержим.
С конца 1950-х Богданов уже работал фотокорреспондентом ленинградских газет «Смена» и «Ленинградская правда». А в начале 1960-х перебрался в Москву, где работал для изданий «Труд», «Советская Россия», «Комсомольская правда», «Литературная газета». В последней он проработал 23 года.
Владимир Владимирович всегда иронично воспринимал в свой адрес статус – «классик уличной фотографии». Но факт, что ему удалось запечатлеть в своих работах портрет той эпохи – неоспорим.
Фотографу удавалось «поймать» жизнь Москвы такой, какой она была на самом деле: тихие переулки, уютные дворики, и самые обыкновенные повседневные ситуации, какие только можно себе представить. Большинство работ Богданова существуют вне времени: честные, слегка ироничные, неравнодушные. Он умел мастерски передать настроение, показать своим добрым взглядом простую жизнь.
Фотограф помнил свой первый удачный кадр. Это его культовый снимок «Не моё собачье дело» из серии «Собаки», который в 1960-е гремел на всю страну и принес популярность Богданову среди зарубежных коллег.
Он умел расположить к себе людей. На его съемку соглашались даже те, кто отказывался сниматься наотрез. Например, после долгих уговоров со стороны Богданова, на съемку согласилась Лиля Брик. Если верить истории, то при их встрече Богданов пошутил, что его зовут Владимир Владимирович, как Маяковского. «Очень жаль, - парировала Брик. – Теперь я буду называть вас только так, Маяковского же я звала «Володенька».
Позднее Богданов снимал портреты не менее выдающихся личностей: Мстислава Ростроповича, Андрея Сахарова, Анри Картье-Брессона, Михаила Горбачёва и многих других.
«Когда мне говорили - "основоположник, классик", - я думал, что они просто издеваются. Но когда увидел на своей выставке всю московскую фотографическую тусовку, я понял, что в этом что-то было», — признавался в интервью сам Богданов.
Знаменитый фотограф Владимир Богданов ушел из жизни в 2019 году. Но его талант остался в сотнях его работ. Незадолго до его кончины в свет вышел фильм «Сны о Владимире Богданове» ,где на черно-белых кадрах мастер размышлял о профессии, много шутил и делился воспоминаниями из жизни. Из жизни великого советского фотографа.
Парадокс, но в коллекции ЦГАКФФД СПб работы Владимира Владимировича на сегодняшний день не представлены. Однако в архиве хранится немало снимков ленинградских фотографов, запечатлевших самого мастера.
Вот как характеризовал фотографию Богданова его знаменитый «коллега по цеху», замечательный фотокорреспондент Лев Шестерников:
«Она [фотография] так проста, что, кажется, так снять ничего не стоит. Но это стиль, врождённый, во всём. Он всегда интуитивно свободен той свободой, которой можно лишь позавидовать»
Обширный архив фотографа сегодня находится в собрании Мультимедиа Арт Музея Москвы. Все его любимые и самые знаковые работы собраны и открыты для просмотра на персональном сайте.
Как и обещал, оставляю ссылки на очерки о других известных фотографах разных лет, с любовью снимавших Москву:
Михаил Прехнер / Эммануил Евзерихин / Сергей Челноков / Карл Миданс / Владимир Степанов / Рудольф Уотхофф / Наум Грановский / Анри Картье-Брессон / Фотоальбом MOSCAU, 1928 г.
Было интересно? Подписывайтесь!
Telegram: t.me/gilyarovski