В 1949 году Советский Союз становится второй страной в мире, которая сумела построить и провести успешные испытания образца атомного оружия. Однако второе место в гонке между двух стран – это последнее место. Тогда и стали задумываться, в каких областях СССР мог бы вырваться на первое место. Особое внимание уделяли атомной энергии.
Если предыстория вас не интересует, переходите сразу к главе Волга Атом, ниже.
Что привело к созданию атомного автомобиля?
Началась атомная гонка...
В 1949 году в СССР начинают строить первый гражданский атомный объект – атомную электростанцию. И в 1954 году Обнинская АЭС уже включена в сеть Мосэнерго.
Однако американцы к 1954 году спускают на воду «Наутилус» атомную подводную лодку, которая к 1955 году выходит в море и становиться первым транспортным средством на атомном ходу.
В ответ на атомную субмарину , в СССР , в 1953 году принимают решение о строительстве атомного ледокола. В 1956 году , на ленинградском судостроительном заводе закладывают строительство судна. Через год судно уже спустили на воду и начали монтаж ядерной энергетической установки, а в 1959 атомный ледокол «Ленин» уже был официально передан Министерству морского флота СССР.
Создание автомобиля.
По дипломатическим каналам в СССР узнают, что в 1957 году компания FORD представила проект своего нового автомобиля, под названием Ford NUCLEON.
Дизайнеры выкатывают модель машины в масштабе 3:8.
Nucleon выглядит крайне необычно и современно, но внимание привлекал не внешний вид проекта, а источник его энергии – очень компактный ядерный реактор. Однако на этом всё и закончилось, дальше масштабной модели проект не пошёл и работы были прекращены.
Ford Nucleon был представлен на различных автомобильных выставках и в 1958 году он был замечен Владимиром Синявином – этот человек был вторым секретарём советского посольства.
Он в подробностях изложил увиденное в своём отчёте, который очень внимательно изучили на родине и передали в Министерство среднего машиностроения СССР. Так и зародился проект удивительной машины. Волга АТОМ.
ВОЛГА АТОМ
Под руководством Александра Эдуардовича Камнева было создано Автомобильное конструкторское бюро (АКБ), для проектирования автомобиля, приводимого в движение атомной энергией.
Сперва физики АКБ взяли за основу силовую установку ледокола «Ленин», однако быстро осознали, что масштабировать её в меньшую сторону не получится. До 1960 года не было особого успеха в построении атомного двигателя для машины, пока Камнев выдвинул идею, которая оказалась очень плодотворной.
Традиционному реактору необходимо значительное количество радиоактивного урана, но при уменьшении его массы (массы топлива) реактор перестаёт быть критичным и затухает – так как коэффициент размножения нейтронов падает.
Камнев предложил использовать «пушечную схему», которая хорошо знакома всем физикам-ядерщикам по конструкции первых атомных бомб из урана.
При сближении двух частей обогащённого урана, запускается цепная реакция, растет коэффициент размножения нейтронов и реакция становится самоподдерживающейся.
В бомбе происходит взрыв, так как реакция идёт дальше, но ведь работа двигателя ДВС и так состоит из маленьких взрывов, нужно только вовремя остановить реакцию, что бы замкнуть цикл работы двигателя.
Атомный двигатель и принцип работы.
1961 год, двигатель выглядит как традиционный четырёхцилиндровый ДВС. На торцах поршней и цилиндров располагались шайбы из обогащённого изотопом 235 урана. В торце цилиндра так же находилась шайба из графита — замедлителя нейтронов. Рабочим телом выступал гелий, закаченный в цилиндры. При цикле сжатия массы урана сближались, коэффициент размножения нейтронов начинал расти. Гелий разогревался и начинал расширятся за счёт тепловыделения, толкал поршень на верх – это и был рабочий ход .
Стержни поглотители позволяли контролировать обороты двигателя и останавливать его. Они располагались на месте клапанов и приводились в движение независимо вращающимся распредвалом с изменёнными фазами кулачков. По мере расхода ядерного топлива фазы смещались, чтобы компенсировать «выгорание» топлива.
В качестве аварийного «гашения» реактора при авариях предусматривался впрыск раствора борной кислоты в цилиндры. Весь агрегат был помещен в полностью герметичную оболочку с биозащитой, наружу были выведены только трубопроводы второго контура охлаждения и магнитная муфта, вращавшая редуктор коробки передач.
После создания двигателя , его установили на стенд, на котором он отработал 3 месяца в штатном режиме и его условный пробег составил 70000км.
Шасси Волги Атом.
Для создания подвески, была создана рабочая группа Горьковского автозавода (ГАЗ). Стандартная подвеска рассчитанная на двигатель 200кг, как штатный мотор газ 21 не подходила, её нужно было значительно усилить, так как новый двигатель весил 500кг
Характеристика двигателя.
На то время двигатель обладал фантастическими характеристиками, его мощность была 320 л.с. , а крутящий момент более 800 Н•м, при низких оборотах (60 об/мин)
«Волга-Атом»
В 1965 году машина вышла на испытания. Конструкция была признана рабочей, реальный пробег составил более 60000км. Но после этого требовалась замена всего силового агрегата. Была разработана вторая версия двигателя, с газофазным топливом в виде гексафторида урана вместо твердого урана. Новый двигатель стал менее мощным, а пробег уменьшился до 40 000км. Зато чтоб заправить автомобиль, теперь не требовалось менять двигатель целиком, а всего лишь закачать в цилиндры новый запас гексафторида урана.
Однако когда хрущёв покинул пост генсека, проект закрыли. Так как Брежнев не имел подобных амбиций. Два опытных экземпляра автомобилей долгое время простояли на полигоне, а потом были утилизированы. С ними кануло в лету и производство атомных автомобилей.
Друзья, дальше выводы делайте сами и не забывайте подписаться или поставить лайк если материал вам понравился!
Благодарю за внимание!⚛️