Время 🕘 прочтения: 5 минут.
Первое, что вы должны знать: забудьте всё, что вы видели в экранизациях.
Большую часть из того, что там придумали режиссёры, Стиг Ларссон никогда не писал. Я понимаю, что не всем охота читать его книги, каждая из которых по 700 страниц в среднем (за вечерок не прочтёшь), поэтому я сделала это за вас.
Автор книг про Лисбет Саландер и Микаэля Блумквиста — трилогии «Миллениум»: «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнём», «Девушка, которая взрывала воздушные замки», был прежде всего журналистом (и писал журналистским языком) и очень умным дядькой, а уж потом только сочинителем художественного текста. Он писал очень подробно в соавторстве со своей супругой Эвой Габриэльссон, не оставляя никаких белых пятен в своей истории, которая основана, в том числе, на его журналистских исследованиях проблем Швеции.
И в чём же разница между книгами и их экранизациями? — спросите вы. А я сейчас расскажу.
1. Микаэль Блумквист никогда не был парнем Лисбет Саландер, как об этом пишут в аннотации к книгам и фильмам для привлечения внимания. У этих героев — журналиста и хакерши совершенно иные отношения. Я бы сказала, что они прежде всего лучшие друзья. Во всяком случае, они дважды спасли друг другу жизнь. И их симпатии больше человеческие, чем любовные, хотя сексуальные сцены между ними есть, но они не основа их взаимодействия. Как по мне: тут Микаэль искренне любит Лисбет, как и в принципе женщин, он прям кавалер, он более раним и человечен, Лисбет любит его за то, как он хорошо к ней относится, но ей доверять ему сложно. Она очень травмирована.
2. Сцены, которые нам показаны в «Девушка с татуировкой дракона», 2011 г., где в главной роли Руни Мара и Дениэл Крейг, этого никогда не было. Не выбрасывала Лисбет Саландер куртку для Микаэля в мусорку, не бросал он её ради Эрики Бергер.
Нет никаких любовных треугольников, измен и заламываний пальцев в романах Стига Ларссона. И никогда Эрика Бергер не изменяла своему мужу в привычном нам понимании слова (они просто в открытых отношениях), никогда она не мешала отношениям Микаэля и Лисбет и не ревновала. Более того, Эрика играет довольно большую роль в книге. Практически третий главный герой, она лучший друг и коллега Блумквиста, старая любовь, с которой они общаются почти всю жизнь. И никакой негативной окраски у Эрики нет, как и у её поведения. Никакой любовной драмы.
3. Отец Лисбет никогда не насиловал своих дочерей (Лисбет и её сестру Камиллу), никогда они не жили в замке и не играли в шахматы (как это показано в экранизации под названием «Девушка, которая запуталась в паутине»).
Не поймите неправильно: сам по себе фильм мне очень нравится, если воспринимать его отдельно от книги. Особенно подбор актеров, и Клер Фой в главной роли, и Сильвия Хукс в роли Камиллы Лисбет. Как и в принципе фильмы про Лисбет Саландер мне нравятся.
Но книга написана Давидом Лагеркранцом, и я вам так скажу: "интерпретации" Лагеркранца — это просто фарс, который полностью противоречит характеру персонажей и здравому смыслу. И сделаны в угоду популярным темам жанров детектив и триллер, но не имеют отношения к Стигу Ларссону. И новые книги просто выезжают на франшизе, на имени.
Они не основаны на заметках Стига Ларссона, если только отчасти. Это все выдумки Лагеркранца. В третьей книге серии «Миллениум» (последней книге, которую написал Стиг Ларссон при жизни, он умер в 2004 году), совершенно чётко рассказано о детстве Лисбет и Камиллы, там нет никакого босса мафии и пыток, как в «Девушка, которая запуталась в паутине». Отец Лисбет Саландер (Зала / Александр Залоченко) был мелким мафиози, если так можно выразиться, мелким преступником с небольшим количеством приближённых, без баснословных денег. И никаких за́мков у него не было, а его дочери жили в нищете, и он ими не занимался. А Камилла не наследовала никакую криминальную империю. В принципе единственное имущественное наследие, которое оставил Залоченко — это кирпичный гараж Лисбет Саландер.
4. Лисбет Саландер никогда не сжигала своих родителей, как об этом нам рассказывали в экранизации «Девушка с татуировкой дракона», 2011 г. Лисбет очень любила мать и старалась всячески её защитить от избиений и изнасилований отца. Когда отец в очередной раз зверски избил её мать, после чего она осталась инвалидом на всю жизнь, то Лисбет подожгла его в его машине, но он выжил. Лисбет в кино выставляют психопаткой или социопаткой, но у неё синдром Аспергера и фотографическая память. Она до самого последнего момента заботилась о матери, даже в больнице. Как любила и не жалела на лечение денег для своего опекуна — пожилого Холгера Пальмгрена, когда у того случился инсульт.
5. Лисбет не была в токсичных отношениях ни с кем. И относилась к объектам своей симпатии максимально хорошо, насколько это вообще возможно для такого травмированного человека с высокой подозрительностью. И с синдромом Аспергера. В экранизациях нам показывают совсем иную картину.
6. У Лисбет есть брат, но об этом в кино почти не говорится.
А что же было? Что правда? — спросите вы.
То, что совпадает с книгами в экранизациях это:
1. Сцены сексуального насилия Лисбет Саландер её опекуном, бывшим адвокатом Нильсом Бьёрменом. Всё действительно было так страшно, как нам показали в экранизациях 2011 года и 2009 года «Девушка с татуировкой дракона», как и месть Лисбет.
2. Расследования Микаэля Блумквиста — здесь всё передано почти без форсирований, особенно в «Девушка с татуировкой дракона» 2011 года, в истории про исчезновение Хариет Вангер. За одним исключением: у Хариет жизнь сложилась лучше в последствии. Она обрела семью, детей, любимое дело, и пережила свои травмы.
Что ж, вроде бы я ничего не забыла. Теперь вы знаете про книги и их разницу с экранизациями. Рекомендую вам читать только первые три книги из серии «Миллениум», так как их писал Стиг Ларссон с женой Эвой Габриэльссон. И там именно плоды их совместного творчества и жизни за сорок лет. А если вы уж смотрите экранизации книг, то воспринимать их, как отдельные фильмы "по мотивам". Как и последующие три книги, которые написал Лагеркранц.
Если вам есть что добавить, то буду рада вам в комментариях.
Вы можете также прочесть другие мои статьи о кино, в том числе, исследовательские в подборке «Киноразборы».
Спасибо за прочтение 🥰